В Петербурге в конце мая пройдёт первая в России Международная научная конференция по проблеме отчуждения родителей «Мы любим вас обоих». Человеку, не знакомому с терминами, это мало о чём говорит. Однако, с явлением отчуждения как таковым абсолютное большинство из нас сталкивалось - хорошо, если не в собственной семье, а на примере знакомых или незнакомых людей. Когда один из родителей начинает настраивать ребёнка против другого.
Синдром родительского отчуждения впервые был описан в 70-е годы прошлого века. Однако исследование особенного резонанса не вызвало. В то время существовал культ нерушимости семьи и семейных ценностей. Сегодня в России по разным подсчётам почти 650 браков из 1000 заканчиваются разводом. Родители редко расходятся полюбовно. В прессе то и дело всплывают скандалы со звёздными парами, которые делят детей, а в судах и перед камерами публично поливают друг друга грязью. Вспомним Александра Кержакова и Милану Тюльпанову, Александра Панина и Юлию Юдинцеву, Кристину Орбакайте и Руслана Байсарова…. Сохранить лицо в такой болезненной ситуации удаётся немногим. И можно только догадываться, что остаётся за кадром.
Крах семьи – уже огромная травма для ребёнка. Особенно, когда один из родителей - чаще мама - начинает перепрограммировать дочь или сына на негативное отношение к отцу.
«Родительское отчуждение - это ситуация, при которой один из родителей совершает действие, для того, чтобы настроить ребёнка против другого. Это часто случается, когда произошел развод. Хотя развод тут даже не обязателен, просто в ситуации развода ребёнок остаётся жить с одним из родителей… Эта тема очень широко распространена. У нас в России, к сожалению, не проводилось по этому поводу исследований, но есть много исследований в Европе, Соединённых Штатах, в Англии», - говорит директор Санкт-Петербургского института психологического консультирования Марина Архипова..
Самое интересное, что многие родители делают это неосознанно, они не хотят нанести вред своему ребёнку, просто человек таким образом пытается прожить свою обиду или, в более тяжёлых ситуациях, отомстить, сделать больно бывшему супругу. Иногда один родитель даже думает, что отстраняя ребёнка от другого, делает сыну или дочке лучше: «Человек, который меня предал, предаст когда-нибудь и его. Ему будет больно, а я хочу защитить своего ребёнка от этого». Так он попадает в психологическую ловушку и втягивает туда ребёнка.
«Отчуждение – это ситуация, которая является трагической для каждого участника процесса. Ребёнок, конечно, страдает больше всех. Он начинает испытывать злость по отношению к отчуждаемому родителю. Это злость, которая направлена на родителей, но одновременно и на себя. Страдает самооценка ребёнка, и потом всё это рикошетом отлетает в окружающих», - поясняет психолог.
Вовлекая ребёнка в конфликтные отношения между взрослыми, родитель глубоко травмирует его. У маленького человека начинает формироваться чувство вины. Мало того, что он считает себя причиной разрыва в семье, ему приходится учиться скрывать эмоции, не говорить лишнего, лавировать и изворачиваться, чтобы никого не обидеть. Кроме того, в голове ребёнка начинают параллельно существовать две семейные истории и два образа отчуждаемого родителя. Вот папа, который катает меня на плечах и покупает сладкую вату в парке, нам тепло и весело. А вот папа, о котором говорит мама: он кричит, ругается, не любит её и меня. Вырастая, этот ребёнок никак не может стать цельным. Иногда внутренние конфликты выливаются в аутоагрессию – то есть желание причинять себе вред: от безобидного вырывания волос на затылке или заламывания пальцев до суицидальных действий.
«Развиваются психосоматические и психологические расстройства, развивается депрессия, страхи, нелюбовь к себе и к окружающим людям. Если говорить о западных исследованиях, то там 63% самоубийств совершают подростки из тех семей, где есть отчуждение родителя. 90% всех сбежавших из дома детей-подростков – дети из семей, где есть отчуждение родителя. 85% детей, которые проявляют поведенческие расстройства - это дети отчуждённых родителей. 80% взрослых людей, которые совершили насилие, мотивированное гневом, неконтролируемым гневом - это люди, у которых в истории было отчуждение родителя. 70% детей, которых отчисляют из школы, это дети из семей, в которых есть отчуждение родителя», - приводит статистику Марина Архипова.
Такому ребёнку в дальнейшей жизни крайне сложно не то, что завести свою семью, а вообще вступить в какие-либо отношения с людьми и миром. Причём, важно помнить, что отчуждение может происходить и в «целых» семьях, где развода не случилось, но между родителями скопились обиды и нерешённые конфликты. В России фраза «весь в отца» – чаще всего оскорбление. Эта грустная шутка как раз об этом. Часто одёргивая и ругая ребёнка, матери говорят: «Ты такой же непутёвый/ глупый/ невнимательный, как папа». Замечая в холодильнике просроченный йогурт, мама, отмахиваясь, бросает сыну или дочке: «Отдай папе, он всё съест». Всё это – элементы внутрисемейного отчуждения.
«Безусловно, это ситуация, в которой нет выигравших. Детей, конечно, жалко очень, потому что дети - люди ещё очень маленькие и зависят от взрослых. В этом смысле ответственность, конечно, на родителях лежит. Тут страдают все. Родитель, которого отчуждают, может впасть в депрессию, проявлять деструктивное поведение, у него много страхов. Родитель, который отчуждает, находится во власти доминирующей идеи, почти фанатической. И он очень несчастлив в своей жизни», - резюмирует специалист.
На почве этой неустроенности буйным цветом распускаются алкоголизм и наркомания, увеличивается число тех, кто решает самостоятельно уйти из жизни.
Между тем, всем нам нужно помнить, что семья – это не просто дом, а фундамент человеческого существования. Люди создают семьи для того, чтобы любить и защищать друг друга, вести себя нежно и бережно по отношению к близким, тем более, к детям, для которых оба родителя в раннем возрасте - боги, и до конца жизни - самые важные люди на свете.