Автор проделал огромный труд, исследовав выбранную тему всесторонне, что особенно ценно для самообразования, поскольку позволяет окунуться в разные научные дисциплины и в результате увидеть Человека настолько целостно, насколько позволяет кругозор самого́ автора – профе́ссора биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, увлечённого антрополога и нейроэндокринолога.
«Поведение человека… сей предмет предполагает привлечение целого массива знаний – и о химии мозга, и о гормонах, и о сенсорных ориентирах, а также о внутриутробной среде, о раннем детском развитии, генах, биологической и культурной эволюции, об экологии условий – и это, конечно, не всё». Потому что: «в рамках отдельно взятой научной дисциплины не опишешь целостной картины». (Р.С.)
«Итак, первая трудность – всё время держать в голове междисциплинарный подход… И следующая трудность состоит в том, чтобы определить, в чём мы похожи на остальных животных, а в чём абсолютно от них отличаемся». (Р.С.)
Автор предложил междисциплинарный подход к изучению агрессии, страха и прочих проявлений человеческого восприятия добра и зла, однако за этим исследованием стои́т, возможно, в неявном виде иная задача: разобраться с природой человека, понять, что́ и/или кто́ есть человек – он всё-таки по своей сути животное, обретшее несравнимо более высокий уровень разума (ведь животные также проявляют некий уровень разума, чему есть масса примеров), или же человек – уже́ не животное, хоть его тело, безусловно, имеет с животными много общего? Иначе этот же вопрос можно сформулировать так: человек – это тело или же он нечто иное, хоть и связанное с телом? Другими словами: что мы узнаем о Человеке, изучая устройство его те́ла, – можно ли вообще таким способом узнать что-то о Человеке? Этот вопрос относится к природе Разума и Сознания, и его можно конкретизировать (переформулировать) так: порождается ли Разум и Сознание формами (телами), являясь их свойствами, или же Разум и Сознание проявляется в формах (телах) в зависимости от параметров форм (тел), не являясь при этом производным от форм (тел)? За ответами на эти фундаментальные вопросы стои́т соответствующее мировоззрение – наши представления об устройстве мироздания: о том, кто мы, откуда мы, зачем мы здесь и куда мы идём. Что ж, посмотрим, какое исследование предложит нам автор…
[ Продолжение следует… ]