Редкий фильм столь безапелляционно разделяет публику – "Интерстеллар" Кристофера Нолана либо горячо любят за чувственность и уникальную атмосферу, либо истово ругают за технические огрехи и сюжетные дыры. Я отношусь к первой половине, и меня лента всецело устраивает (недавно по случаю пересматривал – кино идеальное), но это ничуть не мешает размышлять о том, могла ли картина быть иной, если бы обстоятельства ее появления сложились чуть иначе. А ведь "Интерстеллар" мог быть совсем иным – изначально его планировал снять Стивен Спилберг, и это в корне бы изменило экранную историю. Давайте ознакомимся с тем, каким был бы полет к черной дыре, если бы им занялся автор "Инопланетянина".
Проектом фантастического фильма о полете в далекий космос на поиски новой Земли Спилберг занялся еще в 2006 году – его "Интерстеллар" должен был стать духовным продолжением "Инопланетянина" и "Близких контактов третьего вида" но с драматической глубиной "Списка Шиндлера" и "Спасения рядового Райана". Для написания сценария был нанят Джонатан Нолан, брат Кристофера Нолана, и в 2007-м появились первые наброски сюжета, на которые планировал опираться режиссер. Увы (или к счастью), еще до начала плотной работы над проектом в дело вмешались бизнес-процессы – основанная Спилбергом студия DreamWorks сменила главного производственного партнера и перешла из-под крыла Paramount к Disney, поэтому владельцам прав на постановку пришлось искать нового режиссера. Тут-то Джонатан и порекомендовал брата Криса, у которого были свои наработки сюжета новой фантастической ленты.
Из слияния сценариев Криса и Джонатана получился тот "Интерстеллар", который мы знаем и любим, но как бы картина выглядела в руках Спилберга? Прежде всего, фильм остался бы пронзительной семейной драмой, вплетенной в темы исследования космоса, человеческих возможностей и научных открытий, но сюжет был бы несколько иным, а зашкаливающей нолановской эмоциональности не было бы и в помине. Вот несколько наиболее ярких отличий запланированной ленты Спилберга и реализованной картины Нолана.
Китай получил бы больше внимания
В оригинальной истории Спилберга Китай должен был играть существенно большую роль, ведь по сюжету его фильма Поднебесная радикально обошла Америку и остальные страны в вопросах технического оснащения и изучения космоса. Достаточно сказать, что дрон, который Купер перехватывает в начале фильма, у Спилберга был китайским. По изначальным планам экипаж Купера, прибывший на ледяную планету, должен был обнаружить погибшую китайскую экспедиционную миссию, высадившуюся еще 30 лет назад. Здесь астронавты NASA нашли бы не только пустую колонию, рассчитанную на переселенцев с Земли, но и секретные разработки китайских военных, ревностно защищаемых роботами.
Спилберг также хотел показать, что все открытия, сделанные Купером в дополнительных измерениях, китайцы уже постигли, но, к сожалению, до землян это знание они донести не смогли – возвратная миссия погибла при возвращении домой. Зато Куп и Брэнд у Спилберга должны были попасть в некое гиперизмерение, тоже давно открытое китайцами, где Китай из-за разницы в скорости течения времени уже 4000 лет строит колоссальную космическую станцию.
Брэнд и Купер у Спилберга были парой
Мне очень симпатично в "Интерстелларе" Нолана то, что он фактически отказался от напрашивающейся романтической связи между персонажами Макконахи и Хэтэуэй. Это позволило заниматься в кадре наукой и фантастикой, а не поцелуями и слезами. По сути Амелию можно было заменить на астронавта-мужчину, но будем считать, что Нолан предвосхитил современное безумие гендерных квот и удачно ввел в сюжет героиню, которую никто не воспринимает женщиной.
У Спилберга был более прямолинейный и консервативный взгляд на этот аспект сюжета – ему казалось, что долгое время, проведенное Купером и Брэнд на борту "Эндуранса", неизбежно приведет к роману. В какой-то момент в нереализованном раннем сценарии даже возникала вероятность того, что экипаж межзвездного корабля – это последние выжившие люди во вселенной, и это тоже должно было сблизить Амелию и Джозефа. Подобная романтическая связь придает дополнительный объем финальной сцене, в которой Куп отправляется на поиски Брэнд, но она же лишает нас многих эмоциональных моментов – любовь к коллеге отвлекла бы Купера от желания непременно вернуться домой к детям, а у Брэнд отняла бы трогательную сцену мысленного прощания с Вольфом Эдмундсом.
Герои посетили бы только одну планету
Изначальный скрипт Спилберга включал посещение экипажем "Эндуранса" только одной планеты – ледяного гиганта, который в фильме Нолана стал планетой доктора Манна. Астронавты находят на планете погибшую китайскую колонию и из дневников узнают, что тайконавты стали жертвами неизвестного воздействия. Причиной гибели персонала оказалась мощная нейтронная звезда, вращающаяся вокруг черной дыры и жестко облучающая все живое каждые 24 часа. На той же планете у Спилберга астронавты должны были найти инопланетную форму жизни, которая как раз этим смертельным излучением и "питается". В дополнение к этому всему Купер, покидая ледяную планету, выяснял, что вернуться на нее в будущем будет невозможно – из-за зарождения новой черной дыры орбиты дестабилизируются, и все космические тела в этой системе будут поглощены Гаргантюа за десяток лет.
У Спилберга Купер возвращается на Землю
То, что Кристофер Нолан не говорит напрямую о Земле после возвращения Купера из червоточины, породило немало фанатских теорий – его находит межпланетная станция и привозит на спутник Сатурна, поэтому непонятно, выжила ли наша планета или нет. При этом герой Макконахи успевает встретиться с Мерф, которая посвятила жизнь спасению человечества и своего добилась. У Спилберга Купер прилетает обратно на Землю, но находит лишь безжизненную пустошь, разрываемую ледяными штормами. В отчаянии астронавт готовится умереть в очередном порыве урагана, но внезапно его спасают и отвозят на гигантскую орбитальную станцию, названную в честь Мерф. Земля погибла, но человечество выжило.
NASA не пряталось
В первоначальном варианте "Интерстеллара" Спилбергу не пришло в голову делать NASA изгоями и запрещенной организацией, изменения проявились в другом. Если у Нолана первыми разведчиками стали люди, в том числе доктор Манн и доктор Эдмундс, то Спилберг ограничился зондами. Именно по зонду Купер и вышел на штаб-квартиру космического агентства – бывшему пилоту принесли обломки некоего устройства, упавшего с неба. Джозеф обнаружил на обломках зонда логотип NASA и символ ледяной планеты и по просьбе Мерф отправился на остров у берегов Калифорнии, где в новом офисе агентства и встретился с учеными. Кристофер Нолан добавил воссоединению пилота и конструкторов интриги и тайны – у него NASA скрывается от общественности, а найти вход в его бункер можно, только зная азбуку Морзе.
Никакого воссоединения с Мерф
Даже отчаянные противники нолановского "Интерстеллара" не станут отрицать, что сцена встречи и прощания Купа с постаревшей дочерью в финале картины – возможно самый эмоциональный эпизод в истории кинофантастики. Это настоящий калейдоскоп ярчайших чувств, увенчивающий увлекательное путешествие героя и придающий смысл его самопожертвованию. Трудно поверить, но финал "Интерстеллара" снятого разительно отличается от того, что планировал сделать Спилберг – мы всегда считали этого режиссера мастером трогательных семейных историй, но в данном случае автор хотел проявить какую-то невиданную сухость.
В первую очередь, изначально Мерф была... мальчиком. Вроде бы невелика разница, но Нолану было важно показать, что дочь для Купера не только ребенок, она еще и воплощение рано умершей супруги, которую однажды пилот не смог спасти. Именно поэтому Куп с такой горечью на душе улетает, именно поэтому так трагично воспринимает миссию отца Мерф. Плюс к этому, девочка гораздо эмоциональнее и привязаннее – у Купера отличные дружеские отношения с тестем и сыном Томом, но взаимодействие с дочерью происходит на совсем ином эмоциональном уровне. У Спилберга не было даже отголосков этого.
Во вторую очередь, Спилберг готовил очень пресный и даже несколько упаднический финал. Главным итогом фильма Нолана было то, что Купер успел увидеться с дочерью – мы все за это переживали, последнее свидание стало вознаграждением для всех персонажей картины. У Спилберга астронавт должен был вернуться домой на сто лет позже и конечно, не имел никакой возможности увидеть дочь. Вместо этого к Куперу приходил дальний потомок и показывал часы, которые семья хранила, как реликвию. Разумеется, это было бы совсем не так сентиментально, как в снятой ленте.
Безусловно, мы говорим лишь о первых набросках сценария Спилберга-Нолана, и если бы фильм был запущен в производство еще в 2007-м, скрипт скорее всего подвергся бы некоторым изменениям. Но сложно отрицать то, что именно Кристофер Нолан добавил самые эмоциональные и чувственные моменты. От Спилберга, в лучшем случае, мы получили бы еще одних "Затерянных в космосе" или "В поисках галактики", а так – получили ленту, которая моментально стала классикой, вызывающей сильнейшие живые эмоции, крепко опирающиеся на науку, фантастику и приключения.
Говорит ли это о том, что Нолан лучший режиссер, чем Спилберг? Конечно, нет. Просто всему в этом мире должно быть свое место и время. И кино, кстати, именно об этом. Отличное кино, рассказанное талантливыми увлеченными авторами. Как раз такое, какое я люблю смотреть и о каком люблю писать на своем канале. Разделяете мои пристрастия? Присоединяйтесь к тысячам подписчиков, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, и...
Увидимся в кино!