Помните историю про то, как главный советник Петра Великого, Меншиков, организовал поставки негодного, завалявшегося и расползавшегося в руках сукна в армию?
Ему повезло, у него была «волосатая лапа» и госзаказ. А вот у большинства промышленников XIX века — не было, при этом схожие проблемы никуда не девались.
Нелегка судьба капиталиста
XIX век можно с чистой совестью назвать «веком капитализма». Бесправие рабочих, необузданный капитал, постоянные кризисы перепроизводства...
Как ни странно, но последние изрядно подхлестнули прогресс сразу в двух направлениях: изобретение «эрзацев» того, чего нет и не будет у разорённого населения (например, маргарин вместо масла) и придумывание того, как и куда «впихнуть» товар, испорченный по причине «отлёжки» на складах в течение нескольких месяцев, а то и дней.
О последнем сейчас и пойдёт речь.
История одного неликвида
После очередного кризиса на складах фабрики по производству красителей, за это время успевшей не единожды сменить владельца, скопилась не одна тонна различных красок (и ещё больше самой востребованной — белой), которые можно только выкинуть на помойку:
слежавшиеся, неоднородного цвета, а главное — «спёкшиеся» в кирпич от неоднократного намокания-высыхания.
Такую краску не продать ни красильщикам (мешают неоднородность цвета и неизбежные комки твёрдой фракции при растворении), ни населению (спрос и так превышает предложение), даже если эти глыбы опять как-то раздробить и расфасовать.
Выхода на государство, чтобы красить ею заборы нет, думаем дальше.
(Пере)Изобретение гуаши
Принято считать, что гуашь существует с XVIII, а то и IX века (по различным источникам), но это не совсем верно. Отдельные художники — да, «изобретали» и пользовались, но массово до XIX века она не производилась.
Некий сумрачный гений с той фабрики всё же нашёл, как утилизировать весь этот неликвид:
- Берём белый пигмент. Побольше
- Смешиваем его с любыми складскими остатками
- Добавляем связующее вещество (не менее залежалый декстрин)
- Дробим всё это хотя бы до «гальки»
- Можно продавать
Да, вы не ослышались, гуашь первоначально продавали безводной. Разводи сам, до нужной консистенции, а мы сэкономим ещё и на транспортных издержках.
Как это работает?
Грязно-белый фон и крайне дрянное качество тогдашней бумаги отлично сглаживали как «лежалость» пигмента, так и нерастворимость отдельных включений.
Художники же накинулись на новинку аки те коршуны, почуяв, что так можно выделиться из серой массы, и понеслась.
Уже к середине-концу XIX века гуашь стали выпускать массово, из хороших материалов, напрочь позабыв о её изначальном назначении.
От способа сбыть неликвид — к прорыву, от прорыва — к мейнстриму
Вот таким нехитрым образом гуашь прошла свой путь от «фишки для избранных», через судорожные поиски способа сбыть залежалый товар к тому, что в XIX веке хотя бы попробовали, кажется, все знаменитые художники.А потом пришли школьники и всё опошлили.
Часть написанного создана на основе того, что нам рассказывали «в художке», частью — заполнила лакуны, используя материал этого сайта.
***
Лучший способ поддержать молодой канал — лайк и репост, одно без другого (почти) не работает. Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.