У нас это называлось "профориентация". Периодически в школу приходили представители заводов и "профориентировали" выпускников. Иногда нас самих водили на заводы, на экскурсию. К тому же мы проходили практику на одном из градообразующих предприятий. И знаете, это было удобно. По крайней мере выпускник точно знал, что если не поступит в ВУЗ, то без работы не останется. И примерно представлял себе эту работу.
Конечно же, приглашали нас туда, где была большая потребность в кадрах. Она везде была большая. Но в ряде отраслей нехватка кадров была особенно актуальной. Например, на часовых заводах.
Один из моих любимейших фильмов с элементами профориентации - "Семь нянек", 1962 год, режиссер Ролан Быков.
Замечательные советские ребята работают на часовом заводе. И все у них чудесно и дружно. И на работе и в быту. В качестве общественной нагрузки "золотая бригада" приняла решение взять на перевоспитание трудного подростка из детской колонии Афанасия Полосухина. Ну он им и показал "небо в алмазах"...
Прелестный фильм! Прекрасные актеры. Юная Микаэла Дроздовская, Татьяна Надеждина, Владимир Ивашов... ВСЕ актеры в этом фильме такие, что глаза отдыхают глядя на них.
Хотела (как водится) написать, что герои фильма наивные. Но сама же возмутилась. Не наивные они никакие! Ну какая наивность!? Около 15-ти лет после чудовищной, зверской войны против нашей страны. Послевоенное детство, аскетический образ жизни, общежитие, труд... Они более открытые, искренние, честные - да. Более терпимые, способные к прощению и пониманию. Но не наивные. Просто, как сказал про них в фильме дедушка одной из героинь: "Они для хорошего живут". И знаете, я верю. Верю что своим примером, светлым и позитивным взглядом на жизнь эти молодые люди могли перевоспитать Полосухина. Как там Афанасию сказал конвоир в конце фильма: "А ведь, ты слепой, тебе двери откроют, а ты в стенку лбом".
Роль трудного подростка блестяще сыграл будущий ефрейтор Збруев - Семен Морозов. Но я уже писала об этом артисте ранее. Кстати, на эту роль пробовался юный Никита Михалков.
В фильме "рекламировали" второй московский часовой завод "Слава". Но снимали фильм не там. В проходной гостиницы Юность, в павильоне выставочного центра и даже в ... туалете Мосфильма (сцена с хищением часов посредством почтового голубя).
И показана старая Москва. Без пробок. С автомобилями перевозящими молоко, бочки с квасом и ... цистерны с чернилами:
Второй фильм про часовой завод и (в некотором роде) про перевоспитание - "Сверстницы". 1959 год, режиссер Василий Ордынский.
Три подруги закончили школу. Серьезная и целеустремленная Таня (Лидия Федосеева) поступила в медицинский институт. Красавица Кира (Маргарита Кошелева) в театральный, а взбалмошная и эгоистичная Света (Людмила Крылова) провалила экзамены и прожигает время в сомнительной компании, попадает в милицию.
И там в неё влюбляется дружинник - мастер часового завода. Он приводит девушку на завод и та пересматривает свои взгляды на жизнь.
И что я хочу сказать, друзья - все правда. Да, все так и было. На миллионах заводов и фабрик СССР молодые ( и не только) люди влюблялись, работали, заводили дружбу, вместе справлялись с трудностями. Конечно, работа работе рознь и на часовых заводах не самый легкий труд. Но и зарплаты были выше, предоставлялись общежития, давали квартиры. Всячески стимулировали обучение в профильных ВУЗах, оплачивали учебные отпуска на период сессии, обеспечивали практику и переводили на инженерные должности. И это (на мой взгляд) гораздо лучше, чем тупо завозить гастарбайтеров и затыкать ими брешь в вакансиях. как это делается сейчас.
Так что если и прослеживалась там профориентация. то ничего плохого в этом не было. И воспитательный элемент этих фильмов мне нравится. Не только дурной пример заразителен, но и хороший. Дело только в том какие примеры превалируют.
"Нельзя быть плохим артистом. Это ужасно. Так же, как быть плохим врачом или шофером. Вообще, нельзя жить наполовину." (цитата из "Сверстницы")
Искусство должно стараться сделать человека лучше. А не вытаскивать на свет самую мерзость. Я так думаю.
Одним из упреков дружинников в "Сверстницах" к хулиганам, был стеб над "особенностью". Сейчас это культивируется - особенность. Особенных все больше, а счастливых все меньше. И вроде все сейчас есть - машинами дворы забиты, продуктами магазины, одеждой шкафы... А все чего-то некоторым для счастья не хватает. Так и живут несчастными. А раньше ничего не было, а люди счастливо жили. Счастливо! Не смотря на неизбежные личные разочарования. И многие уже ушли, прожив счастливую жизнь. Ну и кто наивнее в конечном счете?