Он всегда был предан своей стране, достойно служил своему делу. Даже у противников он вызывал искреннее уважение. Его нельзя было "перекупить". Он просто делал то, что считал правильным и честным.
Рудольф Иванович Абель (его настоящее имя - Вильям Генрихович Фишер) родился 11 июля 1903 года в Англии, но когда ему было 16 лет семья приняла решение вернуться в Москву.
В начале своей трудовой деятельности будущий разведчик был переводчиком. В 1927 году Вильяма Фишера приняли в иностранный отдел ОГПУ на должность помощника уполномоченного. С тех пор он выполнял различные задачи по линии нелегальной разведки в Европе. Собирал сведения, действовал в качестве радиста резидентур.
После войны география его деятельности изменилась. Агента отправили в США. Там он жил по различным паспортам. На профессиональном сленге эти документы сами разведчики называли "сапогами". Лучше было, если эти сапоги были персидские или, скажем, венгерские. Редкие языки мало кто знает и меньше вероятность быть обнаруженным.
В Нью-Йорке разведчик открыл собственную фотостудию. Это была его легенда и прикрытие. Отсюда он руководил внушительной агентурной сетью СССР в Америке.
Деятельность эта была эффективной. В СССР регулярно поступали важные документы и сведения по активностям противника, в том числе в сфере ракетного вооружения.
Из-за предательства одного из радистов Фишер оказался в руках спецслужб США. Его арестовали, но о нем никому не было ничего не известно. Фишер представился Рудольфом Абелем. Под этим именем он и вошел в историю.
Как известно, основное правило чести разведчика, а также залог безопасности его жизни - молчание. Нельзя становиться предателем и открывать что-либо врагу. Наш разведчик молчал. Он не признавал своей вины, не открывал каких-либо сведений. Просто молчал. Поскольку он отказался давать показания, американские контрразведчики даже не знали, в интересах какой страны он работал. Стало понятно, что такого человека не разговорить даже под пытками.
Однако американцам удалось его провести и это был большой удар по всей нашей стране и Фишеру лично.
Как-то раз разведчика пригласили на допрос. Его привели в зашторенную комнату и предложили сесть на стул. На тело прикрепили несколько датчиков. Фишер реагировал на происходящее со свойственным ему спокойствием. Его оставили одного.
В темной комнате никого не было. Перед разведчиком был экран, на котором сменялись слайды. Фишер не понимал, что происходит, что за комедия.
Начали с географии. Разведчику показывали изображения разных стран на карте. Япония. Израиль. страны Африки. Когда он увидел контуры Советского Союза, у него повысилось кровяное давление и участилось дыхание. Система зафиксировала изменения. После этого ему показывали другие страны, но Фишер уже не реагировал.
Окрыленные успехом американцы стали показывать картинки американских штатов, видов городов. В результате Абель «выдал» улицу, дом, квартиру и все свои тайники.
Тогда о полиграф никто в СССР не применял, и получилось, что разведчик невольно прокололся.