У нас в деревне, многие в конце сентября едут за клюквой. Собираются человек десять. Кто-то и детей постарше берет, чтоб побольше насобирать.
Обычно едут на тракторе, так как по тем дорогам только трактор пройдет. Весело бывает, смеются, анекдоты рассказывают, пока до места доберутся. Ехать километров 40. Дорога плохая, потому что размыта дождями, брошена, никто ее не ремонтирует. Встречаются брошенные дома опустевших деревень, в которых уже никто не живет. Уехали давно.
Я тоже несколько раз ездила со всеми. Один раз и дочь со мной поехала. Ей не понравилось это мероприятие, больше она не ездила.
В тот раз я поехала одна. Муж и дети остались дома, занимались хозяйством. К вечеру баню истопили, меня ждали.
Выезжали рано утром, так как такая дорога много времени отнимала. Подъехать близко к болоту нельзя. Нужно было пройти по лесочку, а потом тропинка шла через пролесок, местами была вода и выходила на поле все покрытое мхом.
Молодые березки росли на пути. Шли примерно полчаса, до того места, где начиналась клюква.
В одном месте была топь. Прошли друг за другом, след–вслед. Если оступишься, можно и провалиться.
Начиналось чистое поле, покрытое мхом. Ступаешь по нему, а оно качается под ногами, оставляя следы. Красивое, зеленое, по нему, как красные бусы рассыпана клюква. В любую сторону смотри, конца не видно. По краям этого поля росли тоненькие березки.
Даже, говорят, со времен войны тут остался немецкий танк, который провалился в болоте. Никто его так достать и не смог, только башня торчит. Но это где-то подальше от того места, где люди собирают клюкву.
Благополучно наша группа вышла на ту часть, где уже более или менее устойчивая почва под ногами и начали собирать. Люди все разошлись подальше друг от друга, чтобы не мешать.
Началось вроде соревнования, кто больше наберет. Я набирала в маленькое ведерко и высыпала в рюкзак. Рюкзаки были у всех, так удобнее перемещаться по болоту, руки не заняты.
Отставать от других я побаивалась. Я плохо, а еще правильнее сказать, совсем не могу ориентироваться на местности. Легко могу заблудиться в лесу и даже в незнакомом городе. Я повернулась, раз, повернулась другой вокруг себя, и уже не знаю, откуда мы заходили. Но не важно, людей много, не заблужусь.
Кто-то уже очень далеко ушел, только видно черные точки. Начали еще люди добавляться. Приехали на другом тракторе. А кто-то из других деревень, которые поближе, пешком пришли. Работали часов пять. Насобирали много. Рюкзак уже тянет плечи. А надо еще назад выходить. Тропа очень длинная.
Смотрю, вереница людей наших уже на выход пошла. Я подошла к группе наших женщин. Они тоже начали собираться. Одна женщина, говорит:
- Сейчас я ведерко соберу и пойдем.
Нужно еще трактористу заплатить за доставку. Принято было, чтобы каждый по три литра отсыпал хозяину трактора.
Ну, думаю, пойду потихоньку. Я ждать не захотела. Тем более я видела, в какую сторону ушли наши женщины.
Я надела рюкзак на плечи. Еще в руке пятилитровое ведерко с клюквой, чтоб отсыпать трактористу. Иду, спину тяжесть тянет, смотрю себе под ноги. Думаю, буду идти по следу, который виден хорошо на зеленом мхе. Прошла очень далеко. Вдруг следы начали расходиться в разные стороны.
Мне не понятно, по какой тропке шли женщины. Люди, что шли впереди меня, уже ушли. Помню, что шли мы мимо молодых берёзок, которые росли вначале болота. Вот я к ним и направилась.
Иду, иду, долго иду, смотрю под ноги. Подошла к березкам понимаю, что это не те деревца. Те были редкие, между них пройти легко можно было. А тут берез мало, и какие-то другие деревья и кустов много. Понимаю, что зашла не туда. Оборачиваюсь, вокруг меня деревья и слева, и справа. Кругом. Я повернулась назад идти, но уже не понимаю, куда идти. Наверное, я заблудилась.
На меня начинает потихоньку надвигаться паника. Но я-то, взрослый человек, понимаю, что в таком случае паника– помощник не самый лучший. Успокаиваю себя и начинаю включать логику.
Думаю, важно выйти мне назад на болото, а там подожду наших, и с ними уже дойду. Как выйти? В какую сторону двигаться. Вокруг меня деревья и кусты. Начинаю приглядываться к своим следам. Мох придавливается и следы видны. Иду назад. Выхожу из деревьев. Слава богу, вышла. Вижу, впереди поле, где мы были. Огромное пустынное поле. Вижу, что все ушли, и никого тут уже нет. Я остановилась, огляделась вокруг. Давай опять включать логику. По всем приметам, как мне казалось, я должна идти туда.
Опять надеваю свой рюкзак, ягоды уже просели, освободилось место в рюкзаке. С ведерка я высыпала клюкву в рюкзак. Он стал еще тяжелее.
Страх начинает меня сковывать. Бросить бы рюкзак и налегке двигаться быстрее. Так жалко же. И что я скажу, когда выйду к трактору? Стыдно признаться, что я заблудилась.
Опять пошла туда, куда мне казалось, нужно идти. Вдруг следы опять пропали. Опять не туда. Ну, что ж такое? Остановилась. Давай осматриваться.
Так, думаю, надо идти туда. Там видны деревья. Иду, иду. Опять не такие берёзки и вдруг вижу, что земля начинается. Не может быть такого. Откуда мы заходили, там мы долго шли по мягкому болоту. Опять не туда. Возвращаюсь назад. Ну что такое? У меня такое чувство, что меня кто-то по кругу водит. Думаю, надо покричать.
-Эй, эй, -окликнула я несколько раз. Но мой голос утонул, настолько он тихо был слышен. Большое болото поглощало звук моего голоса.
Я села на корточки и говорю себе, что тут и буду сидеть. Может быть, за мной придут. Солнце уже почти садилось, еще час–другой и будет темно.
И вдруг меня озарило: я обратилась к богу. Попросила: «Боже помоги, выведи меня отсюда». Минут через пять, я услышала, как завелся двигатель трактора.
Что удивительно, совершенно в другой стороне от того места, куда меня все время тянуло.
Я быстро развернулась, взяла рюкзак и пошла на звук трактора. Благодаря в душе бога я увидела, что появляются мои знакомые березки. Появились тропки, протоптанные людьми. Я прошла через то место, где была топь. Вышла на землю. Увидела наш трактор.
Женщины уже сидели в прицепе, кто-то меня пытался искать, бродили недалеко. Оказывается, загудел-то совсем другой трактор. Там семья из другой деревни приезжала, они собирались уезжать.
Наши тоже уже собирались ехать. Решили, что я пошла другой дорогой, не заблужусь.Там была короткая тропа. По ней ходили те, кто пешком на болото приходил. По ней можно было выйти на дорогу и через брошенную деревню вернуться домой. Конечно, я про нее ничего знать не знала.
Я им начала рассказывать, как меня кружило на болоте. Женщины говорят, что это меня леший кружил и начали рассказывать истории, которые приключались с другими жителями.
Вот так бог спас меня от того, что я не осталась ночевать на болоте. Я до сих пор, когда про это думаю, меня ужас охватывает. Я уже думала о том, что, если я не выберусь, никуда не пойду. Буду тут сидеть до утра. Утром, может меня найдут. Но, Слава богу, все обошлось.
Когда я приехала домой, меня встретили дети, помогли донести рюкзак. Я никому ничего не рассказывала несколько дней. Но когда я оставалась одна со своими мыслями, я опять переживала всю эту ситуацию, и меня охватывал ужас. И мне так становилось страшно, представляя, что я одна ночью на болоте.
Я благодарю Бога, за то, что он мне помог. Только это была моя последняя поездка за клюквой.
Друзья,спасибо,что были со мной до конца. Если понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.