Найти тему
Эта непростая жизнь

Три мешка лука.Война.Тонькино прощание с детством...Часть восьмая.

предыдущая глава

Сергей

В отличии от Тоньки, Серёга хорошо понимал чем могут обернутся их "луковые" дела Павлу да самой Тоньке. Он мучительно пытался найти выход из этой заподни, но знал он совсем немного: трех человек которые покупали у них лук в Горьком и ещё один раз ,в Горьком же ,видел мельком мужика , который заведовал закусочной на базаре. Он о чём-то яростно спорил с одним из знакомых парней-вот и всё! Но был ещё ларёк на площади , в котором был тайник для связи. Кто-то же клал туда записки с сообщениями?

После их разговора, Павел пропал куда-то на два дня. Объявился только на третий день усталый, голодный и злой-ему не удалось продвинутся в этом деле ни на миллиметр! А время шло... Тут ещё Петрович взялся бродить за ним как приклеенный-шагу без него не возможно ступить.

Сергей с Толиком весь долгий вечер разбирали на дрова порушенные сарайчики. Общая кухня уже больше чем на половину была заложена колотыми дровами. Серёга торопился : он хотел до своей отправки на фронт как можно больше переделать дел по хозяйству. Ему важно было знать ,что домашние будут жить зимой хотя бы в относительном тепле. Двойняшек он несчадно гонял готовить сено для козы и помогать бабушке и Тоне на огороде. За работой они с Толькой обдумали план как помочь Павлу. Только выполнить его предстояло одному Серёге-Толик завтра с утра идёт на работу в депо, после того как Сергей получил повестку, он занял его рабочее место.

Павел присоединился к пацанам и они обговорили все детали придуманного плана и решили уже завтра начать его выполнять. Когда совсем стемнело Тоня позвала всех ужинать. Она заметила ,что парни весь вечер что-то обсуждали , а её ни во что не посвящали и даже замолкали, когда она приближалась к ним. Ей так хотелось узнать о чем они весь вечер говорили...

Самолёты налетели как всегда неожиданно... Налёт продолжался не долго, но сегодня бомбы падали совсем рядом со Сталинской улицей. Бомбоубежища рядом не было поэтому все просто вышли во двор и укрылись от осколков за глухой каменной стеной флигеля, а от прямого попадания всё равно ничего не спасёт... Грохот стоял такой, что уши закладывало. Едкий дым застлал всё вокруг. Во всей этой вакханалии никто из них не услышал как кто-то вскрикнул за забором...

Утром ,едва только рассвело, баба Зина вышла во двор -обследовать нанесённый бомбёжкой урон хозяйству. Коза Маруська и подросший Брюлик были живы и здоровы. Огород тоже почти не пострадал-на него упало несколько осколков. А вот за огородами зияла огромная воронка от авиабомбы и с той стороны взрывной волной положило весь забор.Работы пацанам на целый день хватит ,его ремонтировать! Котёнок,высоко задирая лапы попрыгал к целой части забора и вдруг остановился, выгнул спину и зашипел. Баба Зина заглянула за забор и заголосила нечеловеческим голосом- там лежал мертвый человек! На бабкин крик сбежались все из дома и соседи через дорогу. Павел и Толик с Серёгой перевернули его на спину и им тоже впору было заорать как баба Зина-на них мёртвыми глазами смотрел Петрович! По всей видимости он следил за домом и когда начался налёт, не успел спрятаться.

Петровича было по-человечески жаль...Но с другой стороны,может быть теперь за Павлом прекратится слежка? Приехавший начальник милиции о чем-то долго говорил с Павлом ,отведя его в сторону. Труп увезли,но гнетущая атмосфера целый день царила в маленьком дворе на Сталинской улице. Даже двойняшки Витька с Симкой притихли и послушно ушли за травой для козы, чтобы быть подальше от дома и места, где утром нашли Петровича. Тонька затеяла уборку-всегда когда ей было плохо она начинала мыть полы, будто пыталась вмести с грязью и водой смыть все неприятности.

После разговора со своим начальником , Павел вернулся во двор мрачнее тучи: "Одно хорошо: видно ,что убило его осколком , а не пулей из моего пистолета..." -сказал он пацанам и ушёл собираться на работу.

Серёга,проводив Тольку на работу,тоже незаметно для домашних выскользнул из дома и направился к вокзалу. Он решил заглянуть в тайник у газетного киоска: а вдруг повезет и там что-то есть? Он прошёлся по рынку, незаметно озираясь . Постепенно , как бы невзначай, завернул за киоск и запустил руку за оторванную филёнку. Есть! Пальцы нащупали клочёк шершавой, обёрточной бумаги,ловко выудив её из углубления и спрятав в рукав, Серёга как ни в чём -не бывало отправился дальше и проходя мимо отделения милиции сдвинул на лоб кепку-это был знак Павлу ,что всё получилось. Они разными дорогами пришли к развалинам на полпути от дома и там вместе прочли записку добытую Сергеем. Горьковские спрашивали о том ,что случилось с Тонькой и звали встретится для разговора. Решили что ответ напишут вечером и разошлись каждый в свою сторону: Павел-на работу, а Серёга домой.

Тося развешивала выстиранное белье на верёвку во дворе,солнечные лучи пронизывали старенькое, уже тесное ей, платьишко облегающее тоненькую талию. Майский ветер трепал его подол. Волосы,выбившиеся из под простенькой ситцевой косынки, падали на спину волной цвета теплой спелой пшеницы. У Серёги,подошедшего к калитке,перехватило дыхание.На звук шагов она обернулась и глаза, синие как майское небо, обожгли его огнём. Он проскочил мимо неё и в коридоре прижался горячим лбом к холодной стене: " Да что же это такое? Что же я за скотина такая? Она маленькая,совсем маленькая! Так не должно быть!"

Тонька недоумённо посмотрела ему в след: "Что это было? Вроде , я ему ничего не сделала... У них там какие-то секреты : шепчутся, переглядываются, куда-то исчезают с утра пораньше, а потом от меня как от чумы шарахается...Ну и дела! Пойти ,узнать в чём дело? А ну их! Ещё подумают ,что я что-то у них вызнать хочу. Не пойду! У меня без них дел хватает."

Весь вечер парни о чем-то спорили и договаривались у Павла в комнате. Тоньку туда так и не позвали. Впрочем, она не слишком-то и расстроилась: обошла флигель,уселась на завалинку под открытым Пашкиным окном и услышала всё ,что ей так упорно не хотели говорить! А послушать и правда, было что. Эти умники, за её спиной, затевали что-то интересное, но её,Тоньку, почему-то обошли стороной.

Тонька плохо спала этой ночью: от каждого шороха готова была соскочить с постели: чувствовала, что назревают какие-то события и ей очень не хотелось что-то пропустить. Она видела как Толик ушёл из дому раньше обычного ,ещё затемно. Проследить за ним ей не составило труда.Тонька дошла за ним до киоска и видела как он опустил что-то в тайник. Она не рискнула его проверить , просто подождала когда Толька уйдёт и вернулась домой.

Тут-то она и попалась Павлу! Павел с Серёжкой наперебой чихвостили её за самодеятельность и договорились до того, что Тонька для их планов самая главная помеха и её как козу Маруську нужно под замок садить, только не на ночь, а желательно на все сутки, а ещё лучше-на ближайшую неделю! Тоська кидалась на них дикой кошкой, изо всех сил защищая свое право делать то ,что считает нужным, раз они держат её в неведенье. Что бы её успокоить , Павел решил кое- что , в общих чертах , рассказать ей и взять со скандалистки слово ,что она больше не будет совать свой любопытный нос куда не надо и путаться у них под ногами!

Серёга смотрел на возмущавшуюся Тоньку и думал:"Куда ж подевалась та милая девчушка с нежными голубыми глазами, от которой его бросало то в жар, то в холод? Эта орущая фурия никак не могла быть ей!" А "фурия" неожиданно повернулась к нему и выпалила:"Ну,чего уставился? Не нравится когда правду говорят? Думаешь мне не обидно? Мы ведь всегда были вместе, а что сейчас-то изменилось? Как только этот Пашка влез в наши дела , вы с Толькой стали бегать от меня как черти от ладана. Не нужна стала?" Что-то изменилось в её искажённом злобой лице,оно как-то обмякло и вдруг из глаз хлынули слёзы,такие крупные, какие бывают только у детей. Слёзы текли по нежным Тонькиным щёчкам , а она как маленькая ,вытирала их ладошками. Серёжке стало так жаль её,что он не не придумал ничего лучшего ,как прижать её несчастное личико к своему плечу и как маленькую погладить по головке. Нежность затопила все его существо и не было сил отпустить от себя эту девочку...

Ближе к вечеру того же дня, Серёга стоя перед зеркалом и внимательно разглядывал себя: "Ну хорош,хорош! Прям чистый урка!" На нем были одеты Пашкины офицерские сапоги, начищенные до блеска ,голенища которых были собраны в гармошку,брюки с наглаженной стрелкой заправлены в сапоги,рубашка с воротником апаш и поверх неё пиджак с широченными плечами в мелкую клетку, а на голове кепка сдвинутая на лоб. Пашка оценивающе смотрел на него. "КрасавЕц ! Только , Серёга, какой-то ты через чур глаженный что ли, или слишком чистенький... В общем не настоящий ..."-сказал он. Серёжка ещё раз глянул в зеркало и ответил:" Небоись! Вот ночь до Горького по товарнякам потаскаюсь,от патрулей по крышам помечусь и буду как раз впору: в меру потасканным, но не совсем опустившимся блатным пацаном без работы !"

Тося скептически смотрела на этот маскарад , она отнеслась к авантюре с переодеванием как к очередной дури: зачем было ехать в Горький если они не собирались больше иметь дело с тамошними блатными? Можно же просто выманить их в Шахунью и здесь сцапать ,а уже через них и нашлись бы горьковские спекулянты, пускай горьковская милиция с ними бы и разбиралась! Это просто Пашка и Серёга решили в шпионов поиграть, только такие игры могут боком всем вылезти. А вот интересно, Пашкин начальник в курсе этого цирка, или они сами всё решили? Мысли в Тонькиной голове напоминали разворошенный пчелиный улей; ей очень хотелось высказаться, но решила промолчать-целее будет! И ещё ей было очень страшно за Сергея, ведь не зря его пытались выманить в Горький , уж точно не за лук поговорить. Значит есть у горьковских какая-то в нем нужда... А ещё ей очень хотелось поехать в Горький вместе с ним.

Сергей ушёл из дома перед рассветом , в самое холодное время суток когда на землю падает роса... Он даже немного замёрз пока добрался до вокзала, хотя шёл быстро. Безшумно проскользнув к нужному вагону,он приоткрыл заранее приготовленную для него дверь ровно на столько чтобы было можно протиснутся в его нутро ,набитое сеном и тюками соломы.

До Горького состав шёл чуть ли не сутки. Всё бы ничего,но Серёжка так проголодался,что впору было сено жевать ,как тому коню. Он надеялся,что горьковские ребятки что нибудь подкинут ему из еды. Его встретили в условном месте и повели какими-то запутанными путями не в город,а куда-то внутрь станции к хозпостройкам. Шли довольно долго, Серёге стало неуютно от всего этого, он-то думал что с ним будут говорить где-то в городе. Было сомнительно,что горьковская милиция,которая должна выследить спекулянтов и подстраховать его, найдет в этом хитросплетении железнодорожных путей и тайников то самое место куда его вели.

Продолжение здесь