Распрощалась я с Максом Фришем и его историей. Историями. Фантазиями.. Ладно, давайте обо всём по порядку.
Сразу определимся – это не стандартный художественный текст. Сюжет не структурирован привычным образом, вернее – он вообще отсутствует. Всё это максимально напоминает пробу пера, не историю, а поиск историй из тысячи возможных, примерку ролей, словно предметов гардероба.
Давайте начнём с простейшего сравнения, которое поможет Вам понять о чём книга, а дальше Вы уже продолжите или не продолжите читать, в зависимости от актуальности для Вас такого рода сюжета. Никаких интриг – сразу к делу.
Итак, если Вы смотрели фильм «Господин Никто», что сделать я рекомендую, и он Вам понравился – смело беритесь за Фришта. Уже в самом начале книги мне вспомнилась эта картина, сходство определенно есть, именно в плане задумки.
Опираясь на многочисленные отзывы, я понимаю, что многие вообще не поняли в чём суть этого романа. Главный герой (некое лирическое Я) как и Джаред Лето в кинокартине выдумывает себе множество вариантов развития собственной жизни.
Каждый раньше или позже выдумывает себе какую- нибудь историю, которую он принимает за свою жизнь.
Кажется, так достаточно понятно. Но, конечно, в романе всё это немного сложнее и запутаннее.
Кто же всё таки является настоящей личностью? Какая история правдива?
Весь смысл в том, что не нужно искать смысла. Достоверность историй и установление центрального персонажа абсолютно неважны, это не загадка, это – история. А любая история не обязательно должна быть целостной, в нашем сознании она может быть расщеплена на сотни вариантов событий.
В психоанализе есть такое понятие как субличность. Это представление о том, что личность человека не едина и состоит из многих отдельных «я». В разное время та или иная личность может захватывать внимание и выходить на сцену. Об этом, на мой взгляд, и роман Фришта – игра личностей. Неважно, какая главенствующая, наблюдать за их вальсом крайне интересно в любом случае.
Далее – кто из Вас хоть раз в жизни не представлял себе другую жизнь? В другом месте, другой профессии, с другим человеком. И в тот момент, когда мы фантазируем, это не просто мысли, это тоже наша история. И пока мы находимся в данной роли – она реальна.
В контексте романа Фриша такие путешествия нельзя воспринимать как попытку бегства от реальности, напротив, автор словно хочет перебирая миллион событий нащупать почву под ногами, найти свою действительность
Я хочу знать, что я существую. Все, что меня не предает, подозревается в том, что живет оно только в моем воображении, а я хочу выйти за пределы своего воображения, хочу существовать в мире.
Ещё одна очень интересная тема для осмысления – изнашивание личности.
Прошлое уже не тайна, настоящее убого, потому что оно с каждым днём всё больше изнашивается, а будущее – это старение
В одной из бесед с барменом звучит любопытная история о человеке, который был просто человеком и жил лишь своей реальной историей, в конечном счёте он угодил в сумасшедший дом, так как
Его «я» износилось, такое бывает, а другого он не придумал.
Получается, что именно наши выдуманные истории могут спасти нас. От перегруза, от напряжения, невзгод. Если одна роль более невыносима – мы переходим в другую, чтобы обезопасить себя, не перегореть.
Возможно всё это звучит слишком сюрреалистично, но если подумать, вполне применимо в реальной жизни. Разве у Вас нет хоть одного знакомого, который в один прекрасный момент кардинально поменял свою жизнь? Поменялся сам до неузнаваемости?
У каждого из нас впереди множество вариантов развития событий, вне зависимости от возраста. Но пойдём мы, так или иначе, лишь одним путём.
Каким? Вы уверены, что прямо сейчас делаете правильный выбор?
#жизнь #психоанализ #личность