Найти тему
Биржевые Волки

"Аэрофлот" вновь пытается "взлететь", но акции тянет вниз допэмиссия

Оглавление
Оглядываясь на год назад, можно с уверенностью сказать, что в новых условиях пандемии в наиболее тяжелых условиях оказались перевозчики. Весной 2020 года мир будто замер, что привело к практически полной остановке работы этих компаний.

В то время, когда телекомы и золотодобытчики зарабатывали хорошие деньги, перевозчики остались без работы. Это привело к тому, что весь сектор перевозок Мосбиржи (львиную долю которого занимает как раз-таки "Аэрофлот") просел намного сильнее, чем сам индекс.

График акций "Аэрофлот" с наложенным индексом Мосбиржи (оранжевая линия) и транспортного сектора (голубая линия) Источник: https://ru.tradingview.com/
График акций "Аэрофлот" с наложенным индексом Мосбиржи (оранжевая линия) и транспортного сектора (голубая линия) Источник: https://ru.tradingview.com/

"Аэрофлот" оказался не одинок в своём падении. Достаточно посмотреть на акции другого крупного авиаперевозчика ("American Airlines"), чтобы заметить общую тенденцию.

График акций "Аэрофлот" с наложенным графиком "American Airlines" (оранжевая линия) Источник: https://ru.tradingview.com/
График акций "Аэрофлот" с наложенным графиком "American Airlines" (оранжевая линия) Источник: https://ru.tradingview.com/

На взлёт!

Честно говоря, я возлагал довольно большие надежды на восстановление акций перевозчиков после пандемии, в том числе, "Аэрофлота". После того, как волны пандемии стали (вроде бы) менее масштабными (во всяком случае, для России), а также была запущена масштабная вакцинация от "заразы", перевозчики должны были "вдохнуть свободнее".

Так и получилось. Мир начал учиться жить в новых условиях, и это позволило начать смягчение политики в области организации пассажирских перевозок.

И казалось бы - дожили инвесторы "Аэрофлота" до светлого дня. Внутренние перевозки восстанавливаются, а акции все еще находятся на самых минимумах. Посмотрите на те же "American Airlines" - как активно начался рост бумаги на масштабной вакцинации граждан США. В чем причина отставания "Аэрофлота"?

Фото с сайта https://pixabay.com/ru/
Фото с сайта https://pixabay.com/ru/

Зараза не ушла

Кто-то скажет, причина в отставания темпов вакцинации наших граждан от граждан США. И частично будет прав.

Для наших соотечественников привитьcя от коронавируса - что-то страшное и из ряда вон входящее, "попытка чипировать население", либо другая крайность - "отрабатывают вакцину на нас, как на подопытных кроликах".
Само собой, правда у каждого своя, но факт остаётся фактом - в больницы людей не затащишь, и вакцинация идёт гораздо медленнее, чем в тех же США.

Это тоже играет свою роль в общей биологической безопасности нашего населения и уже давит на наших перевозчиков сильнее, чем на американских. И в ближайшем будущем, когда Штатам удастся победить болезнь благодаря коллективному иммунитету, а России - нет, этот разрыв только усугубится.

Допэмиссия акций

Но это даже не главное. На отставание акций "Аэрофлота" основное влияние оказывает другой фактор - допэмиссия акций, или так называемое "размывание акционерного капитала". В самое тяжёлое время пандемии, осенью 2020 года, "Аэрофлот" выпустил дополнительные акции и продал их.

Причём выпустил больше, чем было (чего уж мелочиться?). То есть теперь количество акций увеличилось более чем вдвое (с 1,111 млрд шт. до 2,445 млрд шт.). Это существенный дисбаланс, который еще даже, вероятно, не до конца осмыслен рынком.

Для акционеров это значит, что те бумаги, которые они держали, стали теперь стоить вдвое дешевле. Ведь на тот же бизнес теперь приходится вдвое большее количество бумаг.

Они стали эдакими "обманутыми дольщиками", которых "забыли предупредить" о том, что за их деньги строится не 10-ти этажный, а 25-ти этажный дом, при этом остальные квартиры будут проданы ещё кому-нибудь.

Да, менеджмент компании можно "понять и простить" - катастрофический год для их бизнеса, ужасающие убытки, отсутствие перспектив для разрешения ситуации (это сейчас мы знаем, что ситуация поправится, а осенью 2020 года кто мог это сказать уверенно?).

Странные мультипликаторы

Все это привело к тому, что, несмотря на падение акций, капитализация существенно выросла, в результате чего по мультипликаторам компания переоценена. Взгляните на капитализацию - она выше, чем во все предшествующие стабильные годы!

-4

Такой рост капитализации усугубился падением реальных экономических показателей - выручки и чистой прибыли (последняя вообще ушла в отрицательную зону).

Мультипликаторы полноценно оценить даже не получится - отрицательные чистая прибыль и балансовая стоимость мешают это сделать. Оценим два мультипликатора, которые поддаются расчету:

  • P/S - 0,54 (рост в 3 раза к 2019 году);
  • EV/EBITDA - 30,8 (рост в 8 раз к 2019 году).

Из позитива - все же капитализация не очень высокая даже сейчас (относительно выручки). С учетом допэмиссии и провального 2020 года компания по-прежнему стоит только половину своей годовой выручки.

А это значит, что стоит компании чуть-чуть "подкрутить" свою чистую рентабельность, как прибыль не заставит себя ждать, и она окажется очень высокой относительно капитализации.

В этом случае цена акции улетит, показав многократный рост. Вопрос - когда?

Фото с сайта https://pixabay.com/ru/
Фото с сайта https://pixabay.com/ru/

В сухом остатке

А здесь все просто: допэмиссия, которую рынок ещё "не проглотил" до конца, убытки в годовом выражении, полное отсутствие дивидендов.

Самая главная проблема - рынок, по-видимому, все ещё полностью не учёл влияние допэмиссии, в связи с чем по мультипликаторам акции выглядят дороже стабильных годов. Это не позволяет выкупать акции по низам, как "падшего ангела" - акции и так переоценены рынком.

Надо быть очень смелым и самоуверенным инвестором, чтобы брать акции сейчас, когда у них меньше всего перспектив для роста. Я вышел с небольшим плюсом и переложился в дивидендные акции ("квазиоблигации") со стабильным и понятным бизнесом, генерирующим высокую прибыль в любой рыночной ситуации.

В то же время бумага очень перспективная за счет низкого положения мультипликатора P/S. За "Аэрофлотом" определенно буду наблюдать. Появится стабильная прибыль - почему нет?

-6