Можете себе представить художника, который уже при жизни был признанным мастером, но при этом был лишен права посещения Третьяковской галереи? Этим художником был Илья Репин.
Неугомонный перфекционист
В Третьяковке выставлена внушительная коллекция картин Репина, которая начала формироваться уже при его жизни. Вот только самого художника к собственным картинам не подпускали. Парадоксально, не правда ли?
Все дело в оголтелом, не знающим границ перфекционизме Репина. Художник ничего не мог с собой поделать и чувствовал непреодолимое желание доделывать уже готовые, выставленные картины.
Из-за этого Репин мог запросто взять масло, кисти, палитру и прийти в Третьяковку – чтобы «дописать» собственное полотно, висящее на стене. Эта участь постигла, в частности, знаменитую работу «Иван Грозный убивает своего сына». То обезумевшее выражение лица царя, которое мы все хорошо знаем – результат репинского дописывания.
Каким был облик Грозного до повторного вмешательства Репина – мы уже никогда не узнаем. Так или иначе, после серии таких инцидентов, руководство галереи решило не допускать художника к залам с его собственными работами.
Красный лоб Льва Толстого
Еще одна примечательная история связана с портретом Льва Толстого, купленного Третьяковым у Репина. Галериста не устроило, что лоб у Толстого слишком красный. Однако просить перфекциониста Репина что-то переделывать он не решился, догадываясь, во что это может превратиться.
Тогда он пошел на радикальный шаг и собственноручно «исправил» лоб писателя. Собственно, в таком виде нам этот портрет и известен.