Найти тему
ИСТОРИЯ | СПОРНЫЙ КОНТЕНТ

Они сражались за Родину: чего не понимают современные киноделы

Оглавление

Мы смотрим современные фильмы о войне и разочаровываемся. Чаще именно это чувство. Вроде герои симпатичные, а героини так вообще красавицы, но... Разочарование.

Уже много лет, выходя из кинотеатра после просмотра очередного «патриотического» фильма, мы говорим себе - не то.

Это при том, что возможности киношные сейчас многократно выше, чем прежние. Графика убойная, динамика высокая, картина чёткая. Пиф-паф именно такой, о каком мы мечтали в детстве. Российские военные блокбастеры теперь почти ни в чём не уступают американским блокбастерам и это должно бы вызывать чувство гордости. Но вместо гордости у нас грусть.
Сравнение графики К/Ф "А зори здесь тихие" 1972 г. (сверху) и "Т-34" 2019 г. (снизу)
Сравнение графики К/Ф "А зори здесь тихие" 1972 г. (сверху) и "Т-34" 2019 г. (снизу)

Какая-то неразгаданная грусть.

Мы решили её разгадать и нам кажется, что разгадали. Поняли, что не даёт нам возможности принять современные фильмы о войне всем сердцем.

Вот герой из фильма «Девятаев». В картине он классно управляет самолётом, здорово, аж дух захватывает. В плену он дружит с предателем, но всё же хочет вернуться к своим. Зачем? Почему? Его ведь там встречают злые, как это обычно в современных фильмах, эн-кэ-вэ-дэшники, а приятель-предатель был ближе и понятнее. Единственное логичное объяснение побега - немцы вели себя с ним грубо. Были бы поприветливее, зачем бежать?

Кадры из К/Ф "Девятаев"
Кадры из К/Ф "Девятаев"

Вот ещё возьмём фильм «Т-34». В самом начале наши танкисты метко стреляют, побеждают немцев, гибнут. Завязка хватает за душу, может сделать этот фильм по-настоящему патриотическим и мы смотрим дальше. Смотрим. Смотрим-смотрим. Танкисты воскресают, оказываются в лагере и... мы понимаем, что после завязки в плену у немцев какие-то хипстеры из 21 века и тёлочка, вместо клуба случайно оказавшаяся в концлагере. Они именно так себя ведут, у них именно такая мотивация. Нет никакой ненависти к врагу, а главное, нет никакой любви к Родине.

Кадры со съёмочной площадки и из К/Ф "Т-34"
Кадры со съёмочной площадки и из К/Ф "Т-34"

Что значит слово «патриотизм»? Это от греческого «патрио» - Родина. Это социальное чувство привязанности, любви к своей Родине.

И этого в современных фильмах, увы, нет.

Это экшн, это драйв, это забористый пиф-паф, но это не патриотизм. Недостаточно снять человека в советской форме, который побеждает человека в немецкой форме, чтобы можно было это назвать патриотическим кино.

Люди кричали «За Родину!» не потому что это стильная кричалка. Не с тем же чувством, что кричат «за Спартак» или «за Зенит». Это глубокое чувство сопричастности, любви, веры. В современных фильмах это чувство потеряно, не понято, забыто.

Герои фильма «Сталинград» ничего не знали о Родине, они умирали только потому, что так было написано в сценарии, ничем другим их немотивированную киношную смелость объяснить невозможно. За сценарий и по сценарию за какую-то девушку, которую один из «героев» имел желание привлечь к тому, к чему парень привлекает девушку в ночном клубе.

За что они умирают, наши киношные герои? Они ведь не понимают, что люди на войне не хотят умирать за берёзку, за секс, за ветерок. Жизнь можно отдать только за то, что дороже жизни. За что-то такое Великое, по сравнению с чем твоя собственная жизнь не так уж и значима.

Такое ощущение, что создатели современных фильмов во всем ориентируются на компьютерные игры. Оттуда не только графика танковых и авиационных сражений. Оттуда и мотивация героев. Зачем мы играем в танчики? Прикольно пострелять. И герои этих фильмов "воюют" точно так же. По приколу.

Что удержит от ужаса смерти и заставит идти в атаку, а не сбежать, наложив в штаны? Желание провести ночь с малознакомой девушкой? Вряд ли. Его может удержать только что-то такое, что сильнее страха смерти. Это уж точно не романтические воспоминания о березках, в поле каждый колосок и вот это всё.

Так что же это?

Что заставляет нас пересматривать фильм «Отец солдата» и плакать, когда отец обнимает умирающего сына: «Какой ты стал большой. Что я скажу твоей маме?». Что в тот самом «В бой идут старики», где лейтенант Скворцов кричит «Будем жить!» перед смертью.

Кадры из К/Ф "Отец солдата" 1964 год.
Кадры из К/Ф "Отец солдата" 1964 год.

Он ведь победит свой страх смерти и увидел, что жизнь может быть вечная. Если отдана за Родину. Ведь те фильмы про войну, которые мы считаем эталоном качественного кино, они ведь не про войну. Они про любовь. Про любовь к Родине. Как там сказал Кузнечик в фильме «В бой идут одни старики»:

«- Продолжайте, лектор Кузнечик! Давай.
- Я о любви… Да нет, я не шучу! Я серьезно, ребята. Вот ведь люди, человечество, должны же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает. Созидает только любовь! Только любовь».
Кадры из К/Ф "В бой идут одни старики" 1973 года.
Кадры из К/Ф "В бой идут одни старики" 1973 года.

При этом в картине не обязательно говорить «Родина, Родина, Родина». Дело не в словах, дело в мотивации. Не мог Маэстро дружить с предателем. Не мог отец солдата волочиться за девчонкой. Родину они любили...

В своё время многих потряс фильм «Остров» Павла Лунгина. Тем, что там не говорят о Боге, но вся картина так построена, что понятно - режиссер, сценарист и актёры не сомневаются, что Бог есть.

Так и в хороших патриотических фильмах есть такая данность - Родина есть самая великая ценность, за которую можно умереть. И на фоне этого понимания происходят события.

К сожалению, в большинстве современных фильмов о войне Родины нет. Нет понимания, что сражались и умирали не просто так и не за что-то земное, простое, примитивное. Жизнь можно отдать только за то, что выше всего суетного и за то, что потрогать нельзя.

Кадр из фильма "Отец солдата" 1964 год.
Кадр из фильма "Отец солдата" 1964 год.

За Родину.