Статья посвящена школьному образованию детей от 4 до 10 лет. У школьников старших классов свои заморочки и система их образования отличается от начальной школы (значение приобретают оценки, выбор предметов и пр).
Если начинать с позитива, то не совру, если скажу, что дети обожают школы в Торонто. Родители в целом тоже обычно довольны и никто не считает часы до каникул. В школе у детей друзья, их там развлекают, они ставят эксперименты, их возят на экскурсии.
Обычно канадские дети расстраиваются, если заболели и нельзя идти в школу. У детей нет домашних заданий в тех количествах, к которым мы привыкли. И вообще младшая и средняя школы в Торонто для детей - расслабон и одни сплошные приятности.
С иммиграционной точки зрения скажу, что дети в Онтарио имеют право на бесплатное образование вне зависимости от статусе их родителей. Если вы приедете в Канаду туристом на долгий срок, студентом или рабочим, ваших детей примут в госшколы.
Как и во многих странах, система оценок в школе буквенная от А до .. вроде F. Или E. Я ниже D оценок не видела.
Мне кажется, что основное недовольство русскоязычными родителями канадской школы вызвано тем, что у школы и родителей разные цели и не всегда это проговаривается вслух.
Учитель в Торонто протягивает табель за семестр родителю, где стоят В, и считает, что они отлично справились. Ребёнок старался, работал, учитель направлял, они хорошо потрудились и получили В, хороший результат!
Когда русскоязычный родитель смотрит в табель с В, он видит своего ребёнка, выкрикивающим «Свободная касса» до пенсии, и не понимает, чем учитель вообще тут доволен, а потому все комментарии о том, что ребёнок молодец, пропадают втуне.
Цель канадской школы - это отметка В. Это «хорошо», это «поработали на ура», это «мы справились». И это совершенно не устраивает русскоязычных родителей, как правило.
Второе непонимание, которое я обычно вижу, заключается в том, как читать табель об оценках. У нас из советской школы осталась традиция, что оценки ставятся по предметам и отдельно «поведение - отлично/хорошо»
В Торонто родители получают отчет об учебе ребенка, состоящий из двух частей: традиционные оценки по предметам и оценки умений ребёнка. Hard and soft skills.
Для детей младше 10 лет главная страница репорта - soft skills.
https://www.pdffiller.com/preview/100/381/100381196/large.png
https://heartandart.ca/wp-content/uploads/2017/10/Grade-1-to-8-Ontario-Report-Card.png
Именно там учитель оценивает умения учеников, которые и определяют оценки по предметам. Если ребенок не умеет фокусироваться, не умеет работать в команде, не умеет справляться с эмоциями, у него никогда не будет А по математике и чтению.
Когда родители ищут репетиторов подтянуть ребенка и если они выбирают кого-то, кто долго работал в канадской системе образования, репетитор первым делом попросит именно табель об оценках и будет смотреть на soft skills страницу, потому что там написан ответ, почему ребёнок не справляется со школьной нагрузкой.
В отличии от стран бывшего Союза канадская школа - один из лучших работодателей в сфере образования. Лучшие учителя в городе работают в гос школах. Там выше оплата труда, лучше условия работы, пенсия, а главное - никто не защитит интересы учителей так, как профсоюз.
Госшколы требуют сертификации учителей, а частным школам остаются те специалисты, которые не смогли попасть в госшколу.
Именно поэтому когда учитель пишет ребёнку «ability to focus needs improvement”, к этому имеет смысл прислушаться. Ну как минимум поискать второе мнение, а вообще начать с этим работать. Репорты из школы - это источник квалифицированной информации о вашем ребёнке.
Вообще к плюсам школ к Торонто я бы отнесла тот факт, что действительно много внимания уделяется эмоциональному развитию детей. Их учат справляться со злостью, учат успокаиваться, учат понимать себя.
Для совсем маленьких есть простые схемы эмоций и способов разрешать конфликты, например. Чем старше дети, тем сложнее материал. Я наблюдаю за этим в большом восторге. Это потрясающе, что дети в 6 лет знают то, до чего я доходила в свои 20 самостоятельно.
К недостаткам системы образования в Торонто я бы отнесла тот факт, что дети в 4 года попадают в коллектив из 20-25 детей с 2 учителями, где от них ожидается, что они умеют одеваться и обуваться, умеют открыть свой ланч и поесть, могут сами себе вытереть попу и в случае необходимости умеют попросить помощи.
Когда на форумах мамы пишут «мой трехлетка не разговаривает, стоит ли мне обратиться к специалистам», они получают популярный ответ «каждый ребёнок развивается в своём ритме», «мой не говорил в 3 года, а сейчас не умолкает»
Это, конечно, хорошо и правильно, но у детей в Торонто нет возможности развиваться в своем темпе. В 4 года ребёнок должен уметь выразить свои нужды и потребности. В 5 лет ожидается, что ребёнок знает все буквы, умеет читать простые слова и писать несложные предложения.
В России у неговорящего в 3 года ребёнка есть еще 4 года впереди перед школой. В Торонто все начинается в 4 года, времени на раскачку нет.
Например, к моему огромному сожалению, очень популярны подставки для пальцев как держать ручку - Pencil Grips for Kids Handwriting - https://www.amazon.ca/Firesara-Original-Handwriting-Ergonomic-Correction/dp/B07K2B3BY8
А что же делать тогда, если ребенок в своем развитии класть хотел на требования программы образования? Платить. Час работы с логопедом - 80-120 каксов, частная школа - от 800 до 2500 в месяц. Репетиторы стоят от 20 до 40 за занятие, в зависимости от ситуации.
Многие оставляют детей, требующих дополнительного внимания, в частных школах до первого класса. Мальчики чаще остаются в частных школах.
Еще один недостаток системы образования в Торонто, которому я не могу найти объяснения — это невероятная ригидность в вопросах когда ребенку начинать учиться в школе. В Junior Kindergarten дети идут в тот год, когда им исполняется 4 года, без вариантов.
Можно оставить ребенка дома и отдать только в 6 лет в первый класс, но это очень не рекомендуется практически всеми специалистами, потому что JK и SK - это подготовка к школе, вливание, привыкание к процессу, чтобы к 1 классу ребенок уже свободно ориентировался в системе.
А что если ребёнок родился в декабре? А что если у ребенка есть справка от врача, где написано, что врач настоятельно рекомендует отложить учебу на год? Увы, все идут в одном строю.
Реально, есть группы обмена опытом родителей, где некоторые рассказывают, что им буквально приходилось нанимать адвоката для защиты интересов своего ребенка, несмотря на то, что в законе об образовании Онтарио написано, что дети могут идти в школу не в свой год, если рождены в декабре или есть медицинские обоснования.
И вот тут уже дело не в английском или незнании процесса, или в недостаточно активной позиции - школы берут детей только в соответствии с годом рождения. И эту стену не перепрыгнешь.
Есть еще одна ошибка, которую склонны делать многие иммигранты, но в Торонто это не так распространено по очевидным причинам. Не надо выбирать школу, где все местные и нет никаких иммигрантов, чтобы ребёнок лучше погружался сразу в канадскую среду.
Если в школе нет иммигрантов, то нет и ресурсов с ними работать. Ребёнок будет аутсайдером и будет вдвойне тяжелее переносить стресс от смены школы, друзей, языка и пр. Он будет одинок в своих проблемах и это не самое приятное ощущение.
В школе, где много иммигрантов из разных стран, есть программы поддержки, есть психологи, учителя понимают, через что проходят дети иммигрантов и могут помочь.
И не говорите мне, что все дети очень легко переносят переезд и вообще не замечают стресса. Они такие же люди, как и мы с вами. Если для взрослых иммиграция - это стресс, то и для детей. У кого-то больше, у кого-то меньше.
Самый популярный вопрос у всех родителей-иммигрантов - как выбрать лучшую школу? Хотела бы я знать ответ на этот вопрос. Официально, есть рейтинги EQAO и Фрейзера, которые в основном ориентируются на то, как хорошо дети сдают контрольные тесты.
Во-первых, рейтинги варьируются каждый год и иногда довольно прилично. Во-вторых, в китайском районе дети всегда будут писать тесты максимально хорошо. Традиции у них такие.
Школа с невысоким рейтингом может быть очень маленькой и душевной, где директор знает каждого ученика. В районах с преимущественно канадским населением у школ рейтинги невысокие :)
Частных школ в рейтингах нет, их убрали лет 15 назад, потому что они забивали ТОП-20, а в пятерке лучших вроде вообще были только частные школы по результатам тестов. Но этому есть объяснение - если родители ценят образование, готовы в него вкладываться деньгами, то и дети, конечно, будут как минимум хорошо сдавать тесты.
Обычно у каждой школы есть 2 показателя - сколько детей в школе с неродным английским и сколько детей с особыми требованиями. На мой взгляд, эти показатели ни на что не влияют, но родители часто хотят школы, где ESL и special needs детей поменьше.
Вообще как наладить контакт с учителями, как разобраться, на что ты имеешь право, а в чем прав учитель и как добиться того, чтобы у твоего ребенка было все необходимое для успешной учебы в школе - это проблема каждого родителя, не только русскоязычных. Решать конфликты с учителями трудно: как оформлять, с кем говорить, на каком этапе происходящее уже не ок - все знания добываются на собственных ошибках.
И заканчивая, скажу, что конечно школы в Торонто - это не только пони и радуги. Есть буллинг, есть расизм, есть скандалы с сексуальными домогательствами. Учителей увольняют за непригодность, но в целом именно государственная система образования является той кузницей канадцев, у которых такая хорошая репутация в мире.