Дом, в котором живет человек, имеет свою историю. Некоторые дома признаны памятником архитектуры и охраняются государством. Есть мнение, что жизнь в памятнике архитектуры накладывает отпечаток на личность жильцов, но, совершенно очевидно, и сами жильцы оказывают влияние на такой дом. В последнее время усилился тренд на интерес к своим корням. Кем были предки, где жили и как жили - интересует всё большее и большее количество людей. Из квартир (домов) исчезают следы безличного евроремонта, и постепенно проявляется аутентичность как стремление привести к согласованности между личностью жильца и свойствами его жилища.
Найти свой дом в старом фонде - задачка с несколькими неизвестными. Среди обветшалых лачуг встречаются объекты реновации. Как правило, это доходные дома и апартаменты. Встречаются и другие постройки, приспособленные под жилье, например, бывшие промышленные цеха или казармы гренадерского полка. Архитекторы, реставраторы и строители продлевают жизнь памятника архитектуры. Жильцы наполняют жизнью. Все ли гармонично впишутся в историю дома и готовы написать новые страницы истории?
Существующий в наше время памятник архитектуры с его утратами предстает как хранитель художественной и исторической информации. Реновация обеспечивает не только «восстановление» памятника с целью обеспечения его «физической сохранности», но и, прежде всего, по возможности максимальное совпадение «подлинности» памятника с его «историчностью». С точки зрения психологии, речь идет о сохранности смыслов, личностных и культурных.
Оценить, насколько качественно выполнена реновация, поможет знание следующих аксиом:
Аксиома 1. Сохранить достопримечательность
«Существует несколько подходов в обращении с памятниками, - считает С. Чобан, архитектурное бюро NPS, TCHOBAN. – Первый подход, который мы часто находим в Петербурге, – это восстановление памятника в полном соответствии с историческим обликом как снаружи, так и изнутри, включая самые мелкие элементы. Второй - когда сохраняется внешний облик, но меняется внутреннее содержание (новый объект в «скорлупе» памятника), в том числе и функция. И, наконец, третий - когда здание позволяется достраивать и надстраивать (контрастный диалог с памятником)». Общим для всех трех подходов является сохранение достопримечательности памятника.
Например, Санкт-Петербург. Город всегда рос, перестраивался и изменялся. Так, здание на углу канала Грибоедова и Итальянской улицы, первые два этажа которого были построены К. Росси, а последующие – советским архитектором Н.А.Троцким. Единый объем создан высоким профессионализмом авторов, что позволило сохранить достопримечательность здания. Выход за переделы восстанавливаемого объекта в историческом центре Санкт-Петербурга возможен и в настоящее время, но при соблюдении высотного регламента – одной из достопримечательностей Петербурга. В Правилах землепользования и застройки для центра Санкт-Петербурга строго сохраняется высотный регламент, установленный еще в царские времена, – 23,5 м.
Аксиома 2. Восстановить память пространства
Далеко не все памятники нуждаются в реновации. «Любая реставрация - это не только воссоздание внешнего облика, но и восстановление пространства, восстановление среды. Если здание, которое восстанавливают, поддерживает эту память пространства, то значит, что цели восстановления достигнуты», - подчеркнул С. Чобан.
Арена Уэмбли в Лондоне – один из успешных международных проектов реновации. Майкл Дж. Греам, региональный директор PRP Architects, рассказывает, что разработка проекта началась с изучения истории района Уэмбли. В 1924-1925 годы на этой территории проходила Имперская выставка, позже на участке возникли спортивные сооружения. Коммерция, спорт и отдых – исторически сложившаяся на этом месте триада послужила основой для разработки концепции нового проекта. На территории в 17 га были возведены стадион, арена, 3 700 квартир (288 жилых единиц), торговые и коммерческие помещения, детский сад. Arena Square – часть бульвара, который является излюбленным местом отдыха горожан, - гордость архитекторов. Заботясь о сохранении исторического наследия, авторы проекта постарались удовлетворить потребности современников: так у арены появилась ночная музыкально-танцевальная жизнь.
Аксиома 3. Приспособить новый объект к исторической среде
«Самое главное – сохранить масштаб города, - комментирует проблему главный архитектор Самары Александр Валентинович Смирнов. – А что касается архитектуры, то не столь принципиально, будет ли сохранено старое или возведено новое. Самое главное – это пропорции, которые сложились исторически». У каждого города есть свое «золотое сечение». Архитектор должен уметь видеть его и придерживаться».
В центральной части Санкт-Петербурга, целиком входящей в охранную зону, возможны только реставрация и приспособление. Примерами создания правильного соотношения между основной частью города-памятника и новым строительством считаются Варшавский вокзал, Концертный зал Мариинского театра на месте сгоревших декорационных мастерских и ДК им. Капранова. Данные объекты органично вписались в окружающую среду, стали ее достопримечательностью и украшением.
Аксиома 4. Обосновать цель воссоздания с нуля
Воссоздание памятников архитектуры с нуля - одно из современных направлений в градостроительстве. Воссоздание - это не просто возведение нового объекта на месте старого или восстановление объекта, разрушенного войнами или временем. Воссоздание несозданного (проекта) – это попытка вернуться назад во времени. Воссоздание чего-либо должно быть четко обосновано.
Восстановление целесообразно, если объект «впишется» в современную жизнь города. Много лет ведётся дискуссия вокруг восстановления Королевского замка в Калининграде, полного или частичного, предполагающего восстановление лишь фасада в историческом стиле, и, что в этом случае, разместить за фасадом. Майкл Греам считает: «Главное, чтобы была создана дружелюбная по отношению к человеку среда». И не важно, будет ли это восстановление, реставрация или санация объекта.
Аксиома 5. Соблюдать профессиональный такт
Городская среда изменяется со временем, изменяется и культурно-информационно-смысловой код города. "Современники используют другие значения для декодирования памятников архитектуры, что делает возможным их использование под другую функцию", - поделился своими наблюдениями С. Чобан.
Санкт-Петербург, к примеру, задает высокую планку для архитектора, требует сохранения стилистического единства и весьма осторожного использования контрастного подхода. Город не позволяет архитектору быть эгоистом. Успех ожидает того, кто может преодолеть эгоизм роста. Город предъявляет требования и к личности архитектора. Он должен быть горожанином, интеллектуалом, воспитанным человеком.
Памятник архитектуры – это статус, жить или работать в памятнике архитектуры престижно. Но современники хотят еще и комфорта, а поэтому вновь и вновь вынужденно встает вопрос о качественной реновации.
Личный сайт Мая Килошенко