Найти тему
Слово об артели

Артельный уклад - решение на стыке парадигм.

Оглавление

Почему тупик?
Конец XX —начало XXI века нашей эры, обозначили завершение эпохи индустриализации, что обусловило снижение потребностей поточных и серийных производств в людях как производственной силе. В то же время значительно выросла потребность в творческом проявлении людей в реализации их созидательного потенциала. Не смотря на снижение потребности производственных мощностей в людях, значение человеческого фактора значительно выросло во всех сферах хозяйственной деятельности, что привело к попытка активного внедрения «трудовой демократии» на наиболее прогрессивных предприятиях;

- появилась потребность социума в «новых», социально-справедливых формах организации труда;

- проявилась невозможность организации социально-справедливых форм трудовых коллективов в парадигме классической экономической теории.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Где выход?

Напрашивается вывод: необходимо внедрение модели трудовых взаимоотношений на иных, нежели лежащих в основе классической экономической теории, началах.

Значит, вполне логично сегодня обернуться в сторону артельной формы организации хозяйствования, тем более что для этого нужна лишь готовность людей к участию в таких трудовых коллективах, которые собираются для достижения общих или совместных хозяйственных целей, основанны на равноправии, полном доверии и взаимной ответственности, закрепленных формальным договором.

Так или иначе, назрела необходимость в таких принципах взаимодействия в любых хозяйственных (экономических) отношениях, как явно назрел и отказ от парадигмы экономической теории, основанной Адамом Смитом.

Общая устремленность. 
Изображение из открытых источников
Общая устремленность. Изображение из открытых источников

Везде разнотык

Глобальная практика показывает нам как несостоятельность трудовых отношений где основной целью является материальная составляющая, так и несостоятельность трудовых отношений где нет личной ответственности и личного «интереса», когда все результаты труда обобществляются и распределяются по необходимости которую нужно доказывать. А значит частные предприятия бенефициантами которых являются люди вложившие финансовые средства и далеко не всегда участвующие в трудовом процессе, как и коммуны лишающие коммунаров личной индивидуальной независимости в части материального жизнеобеспечения, перестают быть интересны современному обществу. Общество, как живой организм, ищет новые варианты трудовых отношений.

Сосредоточив поиск вариантов решения в классической экономической теории, мы загоняем себя в тупик. Классическая экономическая теория и вытекающие из нее социальные теории рассматривают материальное обеспечение как базис, как основу для строительства справедливого общества. Общественные теории, рассматривающие базисом духовное и мировоззренческое начало тоже заводят в тупик, т. к. не позволяют человеку раскрыть свой потенциал в полной мере.

Артель - уклад где нет противоречий!

Система трудовых отношений построенная на стыке двух начал, духовного и материального, когда есть коллективная ответственность перед «внешним миром» и индивидуальная ответственность каждого перед коллективом, когда есть общая и неделимая собственность коллектива к которой каждый участник относится как к своей в части сохранения и бережного отношения, когда трудовые усилия коллектива направлены на созидание, с минимально возможным ущербом для окружающего мира, когда духовные скрепы не менее и не более ценны чем общая материальная база, тогда появляется традиционная русская артель!!

-3

Почему сопротивление?

Предлагаемый подход встречает мощное противодействие со стороны научного экономического сообщества и со стороны финансовой элиты. И те и другие понимают, или интуитивно чувствуют, что парадигма артельной формы хозяйствования состоит из ценностей отличных от ценностей служащих основой их влияния и богатства. Таким образом Артель — как идея, подрывает и расшатывает их привычный образ жизни. Но те кто пробовал использовать артельные механизмы в организации трудовых коллективах на своих предприятиях, редко отказываются от их применения, т. к. они дают значительные конкурентные преимущества.

Снятие сопротивления

Наступающая эпоха нуждается в кардинальном изменении системы трудовых отношений, но любые перемены всегда встречают реактивное противодействие со стороны элит или держателей норм общественных взаимоотношений. При смене эпох неизбежно происходит перестройка социальной структуры общества, а основами общественных взаимоотношений были и останутся трудовые и семейные. В трудовом взаимодействии Человек – Творец себя реализует и система трудовых отношений, в которых он находится большую часть своей жизни, определяет степень его социального развития, социальной активности и социальной ответственности. Пока, применение артельных норм общественных отношений в трудовых коллективах не станет массовым, общество будет продолжать искать новые формы. Даже когда найдет их, успокоится не на долго, т. к. прогресс и эволюция общественного сознания будет двигаться дальше и кто не успеет на этот стремительно набирающий ход поезд, тот опоздает навсегда!!

Как отмечалось одним из исследователей русской артели, «стремление к лучшему не только в экономическом, но и в нравственном отношении – неистребимо в человечестве, и русский народ, издавна создавший себе идеал этого лучшего, никогда не изменит ему».

Подписывайтесь, комментируйте, приглашайте друзей!!

Другие материалы канала:

Артель и научный социализм.

Артели - мягкий выход из индустриальной эпохи.