ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО БАЛЕТА
Галина Уланова (1910 - 1998)
Галина Сергеевна Уланова – легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались – ей подражали. Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах - в Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал московского Большого театра носит имя прославленной актрисы балета.
Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.
Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики в песочнице, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы, Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета - Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение, а в народе его будут именовать не иначе как «Ваганковским».
В 18-летнем возрасте Галина оканчивает хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, входит в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получает имя Сергея Кирова, а позднее возвращает себе историческое название - Мариинский театр.
За долгую жизнь у Галины Улановой было только три романа, и каждый из них оканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе в течение 30-х годов, во время Второй мировой войны жили далеко друг от друга и после Дня победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Вообще, общие знакомые говорили, что Галина и Юрий были скорее друзьями, чем мужем и женой.
Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.
Последним мужем Галины Улановой был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие – любовь к спиртным напиткам. Некоторое время балерина терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.
Долгие годы женщина жила в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приёмной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве. Женщина была очень строга к себе и даже в пожилом возрасте не позволяла расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным – всего 49 килограмм. Галина Уланова всегда отличалась легкой изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.
Несмотря на одиночество, затворницей Галина Сергеевна не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне и прямолинейно высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.
С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год она впервые танцует ведущую партию: это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка становится незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30-40-х годах, до сих пор считается образцовым. В «Мариинке» Галина проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940-ом году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.
Во время Великой Отечественной войны и ленинградской блокады Уланова как артистка балета выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание Народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета переходит в московский Большой театр. По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано «сверху» - из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.
Тем не менее, в Большом театре талант Галины Сергеевны засверкал новыми оттенками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца. И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венского оперного театра ей рукоплескали стоя, а в Лондоне актриса и вовсе имела небывалый триумф. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.
Через четыре года танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды отечественного балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева и несколько десятков других артистов, получивших признание публики. Также Галина Уланова работала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила Международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены - Мариса Лиепу.
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене. Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
#женщины #женщины в истории #история #знаменитости #балет