Найти в Дзене
Фуад Ибрагимов

Беларусь: власть и оппозиция

Наблюдая за событиями в Беларуси летом-осенью прошлого года, многочисленными шествиями, акциями протеста и т.д. меня не покидала мысль о том, что где-то я уже с этим сталкивался. Сталкивался жестко, лоб в лоб. Брат шел против брата, жена уходила от мужа, дети переставали уважать родителей, родители отворачивались от детей, любовь уступала место ненависти. Вопрос ты за «белых» или «красных» в одночасье вселял отчуждение в сердца знакомых и близких друг другу людей.

Все это происходило и в Азербайджане в 1991-1992 годах. Словно под копирку. Именно под копирку, точнее - по классической схеме «митинги - забастовки – нападения на стражей правопорядка - перевороты». Эта схема, разработанная еще в 50-е годы прошлого столетия западными специалистами-конфликтологами, успешно применялась во всех неугодных Западу странах.

Но вернемся к Беларуси. Предположим, что каким-то образом государственный переворот в стране удался и оппозиция пришла к власти. Чтобы разобраться в последствиях этого, обратимся к трактату «Государь» флорентийского мыслителя и государственного деятеля XVI века Никколо Макиавелли и подтвердим его тезисы примерами из событий, произошедших в Азербайджане в 1992-1993годы.

Итак, Макиавелли:

«Трудно удержать власть новому государю……прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого»

Азербайджан: проиграв осенью 1991 года на выборах Президента страны, оппозиция, в лице Народного фронта Азербайджана (НФА), в мае 1992 года совершила вооруженный государственный переворот. Пришедшие к власти руководители НФА обещали как можно скорее провести парламентские выборы, выстроив единую демократическую систему власти.

Но, не имевшие ни управленческого опыта, ни соответствующей политической грамотности азербайджанские «демократы», поставили сиюминутные интересы выше демократических принципов. Время шло и с каждым месяцем их позиции в парламенте стали ухудшаться. Понимая, что им не удастся получить новый парламент с прочным проправительственным большинством, они не стали спешить с выборами.

Положение усугублялось тем, что при них ещё более углубился экономический кризис и политический хаос. Уже в ноябре-декабре 1992 года практически прекратили свою деятельность предприятия нефтяного и электрического машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, резко упала добыча нефти, повысились тарифы на энергоносители, продукты питания и медикаменты, месяцами не выдавалась зарплата и т.д.

Более того, возникла угроза существованию азербайджанской государственности. И тут выяснялось что опереться на парламент и народные массы новая власть не может - большинство депутатов, в том числе и «демократы» перестали верить ей. В стране начались многотысячные митинги с призывами отставки руководства страны.

Беларусь: проиграв на выборах Президента страны в августе 2020 года, оппозиция пыталась в течение нескольких месяцев совершить государственный переворот. Но, мобилизовав здоровые силы в стране и опираясь на подавляющее большинство населения, руководство страны сумело спасти Беларусь от катастрофы.

Макиавелли:

«Государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью. Удержаться же у власти они не могут и не умеют.

Не могут от того, что наживают врагов среди тех, кого ранее притесняли. И теряют дружбу тех, кто способствовал к приходу их к власти , ибо не могут вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но и не могут применить к ним крутые меры, будучи им обязаны. Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевает пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды.

Не умеют оттого, что человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться повелевать».

Азербайджан: захватив власть, лидеры НФА стали делить должности между собой и сподвижниками. Обязанности Президента страны стал исполнять старший научный сотрудник Института востоковедения Академии наук, (впоследствии Президентом страны был «избран» преподаватель Азгосуниверситета), государственным секретарем становится научный сотрудник Института философии и права Академии наук (впоследствии он стал премьер-министром (!) страны, а его заменил 26-летний выпускник Азгосуниверситета), министром иностранных дел был назначен научный сотрудник Института физики Академии наук, министром обороны – доцент Политехнического института, министром внутренних дел – уволенный в из органов ОБХСС за превышение полномочий бывший капитан милиции.

Аналогично, по принципу «друзья, родственники, сподвижники» были произведены назначения руководителей министерств, ведомств, структурных подразделений органов управления страной.

Митинг сторонников Народного фронта Азербайджана, Баку, 1991 год
Митинг сторонников Народного фронта Азербайджана, Баку, 1991 год

Придя к власти лидеры оппозиции уволили всех ректоров и проректоров вузов, руководителей крупных научных институтов, назначив вместо них некомпетентных и нечистоплотных людей.

О профессионализме, а, тем более, компетентности этих людей и говорить не приходилось. Практически никто из них до назначений на высокие государственные посты никем и никогда не руководил. Достаточно отметить хотя бы тот факт, что главой исполнительной власти одного из промышленных районов города Баку был назначен водитель автопогрузчика.

В тоже время, не все сподвижники новой власти были ею обласканы. Автор этих строк неоднократно был свидетелем, когда тот или иной молодой человек с автоматом в руках пытался ворваться в здание аппарата Президента с криками «вы мне должность обещали». Впрочем, и в руководстве НФА начались политические «разборки» и обвинения в узурпации власти, использовании ее в корыстных целях.

Положение усугублялось тем, что в стране царили безвластие и анархия. Дислоцированные в городе Гяндже вооруженные формирования подняли мятеж и двинулись на Баку. Пролилась кровь и, фактически, началась гражданская война. Народ, утративший веру во власть, был в панике. Ясно, что такая некомпетентная власть долго продержаться не смогла.

Беларусь: я задался вопросом: Если б в стране удался государственный переворот, то: 1. Кто же конкретно взял бы в руки руль управления страной и какая команда помогала бы ему держать на плаву корабль с названием «Беларусь»? 2. Имела ли эта команда хоть какие-то навыки в управлении государством? 3. С какой государственной программой, или, на худой конец, с каким планом действий шла во власть оппозиция? Однако, ни на один из этих вопросов я так и не нашел вразумительного ответа.

Марш сторонников оппозиции, Минск, 2020 год
Марш сторонников оппозиции, Минск, 2020 год

Но, давайте по порядку.

1. Полностью сформировавшейся команды, готовой встать у руля управления государством, до выборов Президента страны у оппозиции не было. Только через неделю после выборов оппозиция структурируется в Координационный совет (КС) численностью более 1000 человек (по некоторым данным, число членов Совета превышало 5000 чел.). Как такая громада собиралась управлять государством – непонятно. Хотелось бы проанализировать качественный состав Президиума КС (надо понимать, что в состав Президиума вошли лучшие из лучших ):

1. Светлана Алексиевич - писательница-прозаик, публицист,
лауреат Нобелевской премии 2015 года в области литературы

2. Лилия Власова - юрист

3. Сергей Дылевский – рабочий-термист Минского
тракторного завода, образование - среднее

4. Максим Знак - юрист

5. Ольга Ковалькова - юрист, доверенное лицо С. Тихановской

6. Мария Колесникова - музыкант-флейтист, музыкальный
педагог

7. Павел Латушко - бывший министр культуры, бывший
директор Театра

В последующем, в состав КС были внесены незначительные изменения и добавлены 2 писателя, художник, журналист, экономист, преподаватель вуза, педиатр и 2 предпринимателя.

2. Как видно из указанного перечня членов КС, за исключением П. Латушко никто из членов Совета не имел опыта государственного управления.

Очевидна параллель между лидерами НФА и КС в отсутствии опыта и знаний в области государственного управления.

3. Отсутствие опыта государственного управления у членов КС ярко отразилось на «программе» белорусской оппозиции.

Приведу только один пример.

В кратком описании ситуации в стране «программы» негативно оценивается «участие Беларуси в пост-советских интеграционных проектах под эгидой России».

В ходе визита Лукашенко в Азербайджан в числе других соглашений, была достигнута договоренность о поставке азербайджанской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси. Думается, российские нефтяники не были в восторге от этого. Тогда спрашивается, о какой эгиде России идет речь?

Что касается «постсоветских интеграционных проектов», то авторы «программы», очевидно, не в курсе, что на протяжении 70 лет в основе развития экономик бывших союзных республик лежал принцип кооперативных связей между ними. Распад Советского Союза повлек за собой обрыв этих связей, что привело к обвалу экономик уже независимых постсоветских государств. Сегодня, в том числе, и благодаря восстановлению ранее разорванных и созданию новых интеграционных экономических связей, страны постсоветского пространства все более и более укрепляют свою мощь. Кстати, экономика стран Евросоюза развивается, в основном, благодаря крепко налаженным интеграционным связям.

Не выдерживают критики и остальные разделы «программы», сплошь изобилующие популизмом и носящие декларативный характер. Так, например, в разделе «Основные цели реформы» говорится:

«Основной целью реформирования сектора национальной безопасности является безотлагательная мобилизация и консолидация общества с целью защиты независимости и суверенитета».

Вы что-нибудь поняли? Если общество постоянно «безотлагательно» будет мобилизовываться и консолидироваться «с целью защиты независимости и суверенитета», то, спрашивается, а когда же это общество будет создавать материальные ценности, трудиться во имя развития и процветания своей страны? И что будут делать в момент «консолидации и мобилизации общества» государственные структуры, в обязанности которых как раз и входит защита независимости и суверенитета страны? Или новая власть их распустит?

Подытоживая сказанное, хотелось бы отметить, что, по сравнению с белорусской оппозицией, лидеры азербайджанской оппозиции шли во власть с более четкой программой действий. Но, повторяю, из-за отсутствия управленческого опыта, Народный фронт Азербайджана продержался у власти ровно 13 месяцев. Интересно, а сколько бы продержались во власти белорусские «демократы»?

Макиавелли:

«Государя уважают, если он способен на решительные поступки. Государь не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку».

Данный тезис имеет множество исторических подтверждений. В частности, когда, ввалившись во дворец, толпа водрузила на голову королю Людовику XVI красный революционный колпак и заставила выпить за «здоровье народа». Слабовольный монарх покорно подчинился. Но это ему не помогло – король сложил голову на плахе. Присутствующий при этом Наполеон, на вопрос, чтобы он сделал, если б был королем, ответил: «Я приказал бы выкатить две-три мортиры и смел бы всю эту сволочь. Вы не представляете, до какой степени народ боится пушек!». Свои слова молодой генерал Бонапарт подтвердил в октябре 1795 года, когда на узких улицах Парижа косил пушечной картечью восставших парижан против термидорианцев. Брусчатку буквально заливало кровью. Но Наполеона это не смущало. Он считал, что иначе толпу не уговорить.

Азербайджан: государственный переворот в мае 1992 года стал возможен во многом «благодаря» нерешительности тогдашнего Президента страны, не сумевшего взять ситуацию под контроль и дать нужный отпор толпе. Отговорки типа : «Я не хочу проливать кровь и поэтому отдаю власть народу» - это удел слабых правителей. Кстати, за год с небольшим правления НФА в Азербайджане крови пролилось в разы больше.

И только после избрания Гейдара Алиева в июне 1993 председателем парламента Азербайджана, в стране был наведен железный порядок, ликвидированы незаконные вооруженные формирования, предотвращена угроза гражданской войны и распада государства.

Беларусь: благодаря решительным действиям руководства страны во главе с ее Президентом, сумевшим в трудную минуту консолидировать белорусов и другие нации и народности, проживающие в Беларуси, удалось предотвратить кровопролитие и сохранить целостность государства.

Митинг солидарности с А.Г. Лукашенко, Минск 2020 год
Митинг солидарности с А.Г. Лукашенко, Минск 2020 год

Исходя из трех изложенных позиций можно с уверенностью констатировать, что сегодня в Беларуси нет ни одной личности с профессиональной командой, кто хоть в какой то степени имел бы шансы конституционным путем прийти к власти.

Макиавелли:

«Государь должен иметь хороших советников. Качество советников зависит только от государя. Ему виднее, в каких областях ему не хватает знаний, поэтому необходимо разумно подбирать подходящих советников и министров. Государь должен с большой осмотрительностью выбирать своих ближайших помощников и людей, которых он назначает на главные государственные должности. Очень часто народ выносит мнение о правителе, судя по его способности подобрать себе умных советников»

Беларусь: принятые Президентом страны шаги на совершенствование системы управления государством, особенно в плане подбора и расстановки квалифицированных управленческих кадров своевременны и направлены на долгосрочную перспективу поступательного развития страны. При этом, главным в работе чиновников, наряду с высоким профессионализмом и преданностью, Президент назвал «честное и справедливое отношение к людям».

Хочется пожелать Александру Григорьевичу успехов в его деятельности во имя благополучия и процветания Республики Беларусь!