(10 ноября 1888 — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук.
Академик АН СССР.
Герой Труда. Трижды Герой Социалистического Труда.
Заслуженный деятель науки РСФСР.
Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и Государственной премии СССР.
Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее — МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы, вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ.
В 1918—1936 годах был членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву.
В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который считался в мире одним из лучших бомбардировщиков.
В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25.
В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м². Пассажировместимость до 60 человек.
Туполев - создатель самолёта Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение ''изделие 57'' и официальное — самолёт ''ПБ'' (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — ''ФБ'' (фронтовой бомбардировщик). На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.
Всего в возглавляемом им конструкторском бюро было создано более ста типов самолетов, 70 из которых были поставлены на серийное производство.
Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолётов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолётов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей.
Боевые корабли стратегической авиации России, важнейший элемент ядерной триады страны, носят исключительно имя Туполева — Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 ''Белый лебедь''.
По вкладу в развитие мировой авиации Андрея Николаевича Туполева на обозримом от начала XXI века участке истории можно сравнить разве что с другим русским авиаконструктором — Игорем Ивановичем Сикорским. Они были почти ровесниками (Сикорский — на полгода младше), оба умерли в 1972 году, оба создали более ста типов летательных аппаратов.
Творческий путь Туполева можно разделить на три этапа. Начальный период — под руководством H. E. Жуковского — пришелся на время становления новой общественной формации. Довоенные годы — это период создания большинства машин Туполева: от маленьких одномоторных самолетов до гигантских многомоторных кораблей, от машин рекордной дальности полетов до оригинальных истребителей и бомбардировщиков.
В мирные годы он стал одним из главных организаторов авиастроения и целого ряда смежных отраслей.
Развитие авиапромышленности в СССР шло в сложнейших условиях холодной войны, почти в изоляции от достижений авиации западных стран. Тем не менее он вывел отечественную авиацию на передовые позиции в мире, которые удерживались и четверть века спустя после его смерти, почти до самого конца XX века!
Сразу после войны стал очевиден новый вызов, который бросила Советской стране несказанно разбогатевшая за годы Второй мировой войны Америка. Вынужденный скопировать выдающийся американский бомбардировщик Б-29, Туполев обеспечил страну самолетом, имевшим возможность нанесения ответного удара.
В течение семи лет, прошедших после войны, были созданы выдающиеся боевые машины — Ту-16 и Ту-95, а позднее Ту-22, которые не уступали, а во многом превосходили лучшие образцы авиационной техники потенциального противника. Это стало возможным потому, что под непосредственным руководством Туполева были освоены необходимые смежные технологии и был достигнут новый, передовой уровень советской авиапромышленности.
В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — ''Поэма о крыльях''.