Найти в Дзене
Донецкая Филармония

Беседы о музыке. Антон Паисов и Олеся Кравченко

Антон Паисов (дирижёр, флейтист, Москва) и Олеся Кравченко (орган, Москва) на XXI Международном фестивале музыкального искусства «Прокофьевская весна». Донецк, 2021 год
Антон Паисов (дирижёр, флейтист, Москва) и Олеся Кравченко (орган, Москва) на XXI Международном фестивале музыкального искусства «Прокофьевская весна». Донецк, 2021 год

Юбилейный 40-й год Международного фестиваля музыкального искусства «Прокофьевская весна» завершился полнозвучным аккордом – двумя программами наших московских гостей, лауреатов множества международных фестивалей, дирижёра и флейтиста Антона Паисова и органистки Олеси Кравченко. Уже после первого концерта, который состоялся 15 мая 2021 года (программа «Тысяча и одна флейта») слушатели отметили особую глубину музыкальной мысли Антона Паисова и высокий уровень профессионализма Олеси Кравченко.

Именно поэтому после торжественного закрытия фестиваля – концерта «Шедевры симфонической музыки», который состоялся на следующий день, 16 мая, – мы попросили московских музыкантов ответить на несколько наших вопросов.

– Антон, расскажите, пожалуйста, какое место в Вашей музыкальной жизни занимает творчество нашего земляка, композитора Сергея Прокофьева?

– Вы знаете, музыка Прокофьева – сложная, интересная. Однако она не сразу заняла в моём сердце то место, которое занимает сейчас: какое-то время мне был роднее Дмитрий Шостакович. Теперь же я замечаю, что произведения Прокофьева с каждым годом становятся мне всё ближе и ближе. Его творчество, безусловно, повлияло на формирование моей музыкальной мысли, на моё видение музыки…

– Сегодня на концерте «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева прозвучал как-то по-особенному. В Вашем прочтении слышалось что-то новое, что буквально перевернуло восприятие этого произведения, добавило ему глубины. Скажите, это, наверное, одно из любимых вами творений нашего земляка?

– Одно из любимых (улыбнулся).

Антон Паисов (дирижёр, Москва) и Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева. Международный фестиваль «Прокофьевская весна», 2021 год
Антон Паисов (дирижёр, Москва) и Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева. Международный фестиваль «Прокофьевская весна», 2021 год

Нам известно, что в 2013 году к Вам пришла идея создания собственного оркестра «Antonio-orchestra». Скажите, такая задумка родилась из стремления иметь возможность донести свою мысль, своё глубокое понимание музыки до максимально широкого круга слушателей?

– Отчасти. Безусловно, для каждого музыканта значимую роль играет возможность выражения его идей, возможность воплотить в жизнь определённые замыслы, поделиться своими творческими находками. Собственный оркестр дарит дирижёру самое дорогое – свободу творчества!

Дирижёр Антон Паисов на XXI Международном фестивале музыкального искусства «Прокофьевская весна». Донецк, 2021 год
Дирижёр Антон Паисов на XXI Международном фестивале музыкального искусства «Прокофьевская весна». Донецк, 2021 год

– Скажите, пожалуйста, а по какому принципу Вы подбирали произведения для двух концертов, которые состоялись в Донецке? Наши слушатели и музыканты отметили, что программы получились очень интересными, в каком-то смысле – всеобъемлющими. Как Вам это удалось?

– Поскольку фестиваль приурочен к 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева, мы хотели обязательно включить в программу самые яркие его произведения. Те, что знакомы широкому кругу ценителей музыки, и горячо любимы ими. Мы также посчитали необходимым включить в программу Концерт для органа, струнного оркестра и литавр соль минор, FP 93, написанный другом композитора, французским музыкантом Франсисом Пуленком. Вчера мы как раз исполняли его Сонату для гобоя и фортепиано, посвящённую памяти Прокофьева…

Флейтист Антон Паисов (Москва) и органистка, пианистка Олеся Кравченко (Москва). Ассистирует органист Донецкой государственной академической филармонии Александр Хмарный. Донецк, 2021 год
Флейтист Антон Паисов (Москва) и органистка, пианистка Олеся Кравченко (Москва). Ассистирует органист Донецкой государственной академической филармонии Александр Хмарный. Донецк, 2021 год

– Олеся, судя по отзывам наших слушателей, это произведение в Вашем исполнении произвело на них неизгладимое впечатление! Как и Токката для фортепиано, ре минор, Ор. 11 Сергея Прокофьева в транскрипции для органа Жана Гийо, которая прозвучала вчера…  Вы играли на многих известнейших органах мира. Скажите, а когда Ваши руки касались клавиш донецкого органа, за которым когда-то учился игре  Пётр Чайковский, что Вы чувствовали?

– Это было особое ощущение! Я узнала, что после последней реконструкции инструмента сохранилось около 70% регистров ещё того времени, когда на нём играл великий русский композитор. Этот известный инструмент, который помнит прикосновения Чайковского, побывал и в Москве. Правда, в нашем городе он находился до реконструкции, произведённой фирмой «Rieger-Kloss». Москва помнит этот орган почти таким же, каким он был сразу после создания в 1839 году немецкой фирмой «E. F. Walcker».

Да, мне приходилось играть на многих удивительных инструментах, и каждый из них имеет неповторимое звучание, уникальные особенности. Во время игры на донецком органе я ощущала, как по залу разливается его мощь, и казалось, что инструмент погружает нас в атмосферу того времени…

Московская органистка Олеся Кравченко. Программа «Шедевры симфонической музыки». Ассистирует органист Донецкой государственной академической филармонии Александр Хмарный. Донецк, 2021 год
Московская органистка Олеся Кравченко. Программа «Шедевры симфонической музыки». Ассистирует органист Донецкой государственной академической филармонии Александр Хмарный. Донецк, 2021 год

– Олеся, нам известно, что Вы – организатор I Московского органного фестиваля «Vox angelicus» для детей-органистов. Скажите, а какой была Ваша цель? Это как-то связано с тем, что выучиться на органиста сложно? Например, мало инструментов на постсоветском пространстве…

– В Москве с этим немного другая ситуация. Сейчас во многих наших музыкальных школах есть хотя бы электроорганы, что даёт детям возможность не только познакомиться с этим потрясающим музыкальным инструментом, но и попробовать свои силы, научиться азам игры на нём.

В большей степени, нашей целью было немного другое. Мы хотели показать, что детей, обучающихся игре на органе очень много, и дать им возможность заявить о себе, познакомиться с единомышленниками, обменяться опытом друг с другом.

Олеся Кравченко (орган, Москва). Программа «Тысяча и одна флейта». Ассистирует органист Донецкой государственной академической филармонии Александр Хмарный. Донецк, 2021
Олеся Кравченко (орган, Москва). Программа «Тысяча и одна флейта». Ассистирует органист Донецкой государственной академической филармонии Александр Хмарный. Донецк, 2021

Донецкие слушатели приняли московских гостей очень тепло. Однако самое яркое впечатление дирижёр и флейтист Антон Паисов и его супруга органистка Олеся Кравченко произвели на тех, с кем в эти дни общались наиболее плотно – на музыкантов Донецкой государственной академической филармонии. И вот что они рассказали нам…

Заслуженный артист Украины, концертмейстер группы первых скрипок  Владимир Гамарь:

«Нередко дирижёр занят проблемой дирижирования. Здесь же – полный уход в музыку. Тут дирижирование – это не самоцель некая, тут – минимум скупых движений, жестов. Расчёт на то, что у нас – у оркестра – полный контакт с дирижёром. Причём ему хватает энергии. Полное слияние с музыкой».

Заслуженный артист Украины Владимир Гамарь, концертмейстер первых скрипок Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева, жмёт руку дирижёру Антону Паисову. Донецк, 2021 год
Заслуженный артист Украины Владимир Гамарь, концертмейстер первых скрипок Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева, жмёт руку дирижёру Антону Паисову. Донецк, 2021 год

Лада Малафий (скрипка):

«Ему (ред. – Паисову) присуща деликатность и тонкость исполнения. Уже даже в известном Чайковском он всё равно нашёл интересные моменты. Интересна, конечно, была органная часть нашей программы! А он был в ней как рыба в воде. Очень интересно было! Хочется отметить деликатность его в общении и в дирижировании. И, не смотря на эту деликатность, он всё равно даёт характер».

Александр Симоненко (гобой):

«С ним было очень спокойно работать, как со своим. Во время работы относился к каждому с уважением и деликатностью».

Владимир Заводиленко (дирижёр):

«Это прекрасный тандем, ансамбль – органистка и флейтист. Причём блестящий флейтист! Звуком владеет виртуозно! У него прекрасный звук, очень мягкий! Он ощущает этот объём и несёт его до конца зала… Мне очень понравилось его мышление как музыканта. Замечательно, что Антон ещё и дирижёр. Ощущается дирижёрская школа. Видно, что Антон – глубокий музыкант. У него очень богатый опыт игры с оркестром, дирижирования оркестром, понятие формы, понятие музыкального синтаксиса… Мне кажется, всё это помогло в сегодняшнем концерте».

Флейтист Антон Паисов. Программа «Тысяча и одна флейта». XXI Международный фестиваль «Прокофьевская весна», Донецк, 2021 год
Флейтист Антон Паисов. Программа «Тысяча и одна флейта». XXI Международный фестиваль «Прокофьевская весна», Донецк, 2021 год

Александр Хмарный (орган):

«Олеся – очень техничный и грамотный органист! Программа в основном современная. Но это такая тенденция московских гостей. Это прекрасные сочинения. Интересные. Вот вчера играла Олеся Шестую симфонию Шарля Видора. Шикарно».

Органистка Олеся Кравченко и дирижёр, флейтист Антон Паисов. XXI Международный фестиваль «Прокофьевская весна», Донецк, 2021 год
Органистка Олеся Кравченко и дирижёр, флейтист Антон Паисов. XXI Международный фестиваль «Прокофьевская весна», Донецк, 2021 год

Беседовала Ольга Белоус (сотрудник редакторского отдела Донецкой государственной академической филармонии)