Многие родители таких детей сталкиваются с тем, что ребёнок вроде выучил какую-то тему, но через месяц она выветривается так, словно и не было занятий. Или малыш сказал какое-то слово, но потом оно уходит и больше не появляется.
В случае серьёзных генетических нарушений, эпилепсии откаты в какой-то мере ожидаемое явление - они типичны в подобных ситуациях. Но есть много детей, у которых каких-то отклонений, могущих приводить к подобному, по обследованиям не обнаружено, а по факту ребёнок то и дело теряет наработки.
Но на самом деле то, что наблюдается в таком случае, откатом не является. Это всего лишь проявление типичного для мозга поведения: "Если что-то не приносит пользу, то оно должно быть уничтожено".
Вот, например, в школе многие изучали геометрию. Долго так изучали - несколько лет. Но ручаюсь, что большинство читателей, чья жизнь никак не связана с геометрией, не вспомнит даже 1-2 формулы из школьного курса. А всё почему? Потому, что вам оно не надо, а значит мозг решил, что "дармоеды" в лице нейронных связей, которые знали эти формулы и умели ими пользоваться, должны быть уничтожены. Так происходит потому, что ЦНС потребляет огромное количество энергии (до 25% суточных калорий), поэтому ей нецелесообразно постоянно поддерживать то, что не надо. В этом смысле малыши с проблемным развитием ничем не отличаются от других людей - они забывают то, чем не пользуются из-за "ненужности" этих сведений.
Но стоит отметить, что у детей с сильными нарушениями речи, аутизмом, ЗПР действительно какое-то время наблюдается более низкая обучаемость. Информацию из серии общих знаний часто нужно долго утрамбовывать в голову особому ребёнку, в то время как норма многое хватает прямо из воздуха и учится налету.
Этот эффект связан с тем, что у детей без нарушений хорошо развито внимание к окружению и стремление подражать. Кроме того, их знания закрепляются самостоятельно, поскольку они сами постоянно задают вопросы и внимательно слушают ответы. Благодаря этому, почти всё узнаётся и закрепляется без заунывных сидений за столом, а куда более эффективным способом - через общение и опыт.
Малышам с нарушениями развития приходится куда сложнее, причем от интеллекта тут мало что зависит. Просто они весьма невнимательны к окружению, могут быть погружены в свои интересы, витать в облаках и из-за этого получают информацию урывками, а не в целостном виде.
Кроме того, большинство таких детей не задаёт вопросов. Из-за этого им сложнее закрепить пройденный материал и дополнить знания, если они что-то не поняли на занятии. А ещё у них часто встречается неустойчивое слуховое внимание. Допустим, вы слышите предложение: "Маша сходила в магазин и купила молоко" - просто и понятно, не правда ли? Но восприятие ребёнка с особенностями развития из-за систематической невнимательности/отвлекаемости примерно такое: "Маша... в... (*о красивый грузовик!*...) молоко" - всё, половина смысла потерялась. Поэтому закономерно то, что малыш будет нуждаться в многократных повторениях, чтобы до него дошла суть.
Из всех этих моментов и появляются сложности в виде необходимости прохождения темы по 5-10-20 раз там, где норма справилась бы за 1-3. Отсутствие диалога и вопросов в свою очередь вызывает потребность периодически гонять пройденное по кругу, чтобы оно не исчезло из памяти. Если мы говорим о словах, которые появляются и пропадают, то с ними та же песня - требуется периодическое воспроизведение ситуаций, схожих с той, в которой ребёнок что-то сказал/попросил, чтобы слово не исчезло.
По опыту знаю, что большинство родителей здесь начинают задаваться вопросом: "А это всегда такие хороводы будут?" Но эти опасения, при условии, что нет умственной отсталости и прочих серьёзных нарушений, беспочвенны - постепенно ребёнок начинает нормально учиться. Наблюдая за Лёвой, могу сказать, что да, ему до сих пор иногда мешает невнимательность, но сейчас он учит новую информацию примерно как норма + много чего цепляет из окружения сам. А с появлением диалогов и вопросов у нас практически исчезла необходимость периодически повторять пройденный материал, поскольку он закрепляется сам по себе в процессе общения.
Спасибо что читаете меня!
Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
"Ребёнок с особенностями развития заговорил, но диалог всё равно никакой" - рассказываю, в чём может быть причина