Найти тему
Нимгир бембеев

Понимание эмоциональной зависимости

Прежде, чем объяснять, что такое эмоциональная зависимость, я расскажу о том, с чего она начинается.

Стремление к близким, сильным и устойчивым эмоциональным отношениям формируется с рождением ребенка и является функцией, обеспечивающей выживание. Сохраняется до глубокой старости – человек биологически запрограммирован на привязанность.

Тип привязанности, а с ним и поведение ребенка, зависят, в первую очередь, от отношения матери к ребенку, и во вторую, от внешних обстоятельств, в которых протекает жизнь ребенка. Формируется в течение первого года жизни, и, хотя с течением жизни тип привязанности меняется, в основе своей, чаще всего, остается относительно постоянным, сохраняясь как бессознательные модели переживаний и поведения. По мере развития, часть бессознательных моделей становится доступной для сознания, тем самым для анализа и изменений.

Когда возникает нечто, что ребенок распознает как внутреннюю или внешнюю опасность, он испытывает тревогу или страх и ищет близости с матерью – визуальной, телесной. Близость матери дает ему защиту и чувство безопасности. На основании опыта общения с матерью и другими значимыми людьми, у ребенка формируется модель привязанности, которая включает в себя ожидания, чувства и поведение. Такая модель делает предсказуемым поведение матери и ребенка – будет ли она удовлетворять потребности ребенка и как она будет это делать.

По мере развития ребенка модель привязанности встраивается в психическую структуру и влияет на ее стабильность или нестабильность. В дальнейшем модель активизируется, когда возникает внешняя или внутренняя опасность, и она не может быть устранена собственными силами.

-2

Эмоциональная зависимость – зависимость от значимого человека, проявляющаяся в специфических эмоциональных реакциях и поведении. Формируется в раннем детстве, как защитное поведение в процессе нарушения привязанности.  Будучи на период формирования адаптивным, именно таким, которое уберегает ребенка от болезненных эмоций, далее, в течение жизни становится дисфункциональным.

Эмоционально зависимое поведение, это попытка справиться с болью. Это потребности, которые не удовлетворены. Это эмоциональная утрата, прожить которую не было возможности. Это травма, прерывающая способность ребенка, а затем и взрослого человека, быть отдельным, самостоятельным и эмоционально устойчивым.

Во взрослой жизни проявляется как самоосуждение, прокрастинация, сложность в установлении близких отношений, гиперответственность, постоянный поиск одобрения, сложность в понимании «как правильно»; как переживание изоляции, непереносимости отдаления, бессилия, тоски, вины, страха утраты контроля – в любых значимых отношениях.

Защищая от одних страданий, эмоциональная зависимость создает другие.

Быть привязанным к кому-то и быть зависимым от любимого, важного человека – нормально. Скучать, нуждаться, хотеть видеть, хотеть быть рядом, беспокоиться при отчуждении, бояться потерять – естественно.

Эмоциональную зависимость от здоровой привязанности отличает наличие тяги, утрата контроля над поведением и сужение интересов. Все это в целом создает плохое качество жизни. Эмоционально зависимый человек не может спокойно заниматься своими делами или интересами, если у него нет постоянного подтверждения своей нужности или ценности, если объект зависимости (значимый человек) по какой-то причине отдалился, даже, если он просто погружен в свои мысли.

Если в отношениях здоровой привязанности, чтобы перестать беспокоиться, достаточно услышать, что партнер занят своими мыслями или просто устал, то в зависимых отношениях такое сообщение партнера вызывает неуемную тревогу, беспокойство, а иногда и панику.

Если в отношениях здоровой привязанности конфликт, это просто столкновение несовпадающих интересов, то в зависимых отношениях конфликт переживается как крах отношений.

-3

Чаще всего формирование эмоциональной зависимости объясняют холодным, жестким или жестоким, пренебрежительным и амбивалентным (противоречивым) отношением матери к ребенку.

Практика показывает, что и у детей любящих матерей возможно нарушение привязанности и формирование эмоциональной зависимости. Ребенок не умеет отделять состояние матери от ее отношения к нему. Если мать рядом с ребенком расстроена, напряжена, не радостна, то ребенок считывает ее состояние как – я не желанный. Это угроза выживанию, которая блокирует способность ребенка свободно и спокойно отдаляться от матери.

Ребенок, который внезапно лишается матери потому что она попала в больницу, уехала в командировку или его положили в больницу без матери – переживает утрату: отчаянно протестует и страдает. Такой ребенок, став взрослым, может реагировать ужасом и тоской на внезапное «исчезновение» любимого, например, ни разу не позвонил за день, обещал приехать через час, а самого нет уже три часа.

Для женщины, которая долго не могла забеременеть или уже потеряла одного ребенка, ребенок может стать сверхценностью. Ее тревога запрещает ребенку отдаляться, исследовать мир, сообщает ему – отдаляться опасно! Ее тревога замуровывает ребенка, как муху в янтаре, сообщая – опасно быть так близко!

Нерешенные проблемы привязанности и эмоциональной зависимости ведут к соматическим (телесным) заболеваниям, склонности попадать в несчастные случаи, одиночеству. Работа с эмоциональной зависимостью, это проявление хорошего, заботливого отношения к себе.