Найти тему
Matvey Skvortsov

Необычные трамвайные вагоны, часть четвёртая - Уфа.

И вновь расскажу про нестандартные служебные и пассажирские трамвайные вагоны, все фотографии с сайта https://transphoto.org

Напомню, необычные или нестандартные служебные трамвайные вагоны - вагоны сделанные силами депо, где они эксплуатируются, делают такие вагоны переделывая пассажирские трамвайные вагоны или с использованием узлов пассажирских вагонов.

В СССР было несколько заводов, выпускавших служебную трамвайную технику, их продукции в подборке нет - заводские служебные вагоны были почти у всех трамвайных хозяйств.

Итак, Уфа. Город где сейчас две независимые трамвайные сети - северная и южная, благодаря "мудрому" решению главы города Павла Качкаева в нулевых годах цельная сеть была разбита на два огрызка. Здесь я рассказываю про историю разделения сети.

Примечательно, что сейчас идёт поиск денег на объединение сетей, как вы думаете - нужно ли наказать г-на Качкаева за решение разделить трамвайную сеть, напишите в комментах.

Начнём с северной уфимской сети, сейчас здесь одно трамвайное депо эксплуатирующее вагоны Татра Т3 и Т3М:

Вышка контактной сети - трамвайное хозяйство, в которое входит и контактная сеть, требует обслуживания, для этого из пассажирского вагона Татра Т3 сделали вышку. Сразу расскажу минус этого вагона - он не может работать автономно, передвигаться может только под напряжением и если происходит обрыв сети - доехать до обрыва он не сможет. Посмотрите вторую фотографию в карусели - во второй половине вагона окна заварены ребристым железом, это остатки от трамваев-гармошек Татра К2. Вероятно многие мои читатели ездили на автобусах-гармошках Икарус 280, меня же долго преследовало воспоминание раннего детства, что я сидя в колясочке еду в трамвае с гармошкой. В доинтернетную эпоху я отметал это воспоминание как галлюцинацию из детства, лишь когда у меня появился Интернет я и узнал, что это было действительное воспоминание, а было мне тогда всего два года...

Посмотрите вторую фотографию в карусели - во второй половине вагона окна заварены ребристым железом, это остатки от трамваев-гармошек Татра К2. Вероятно многие мои читатели ездили на автобусах-гармошках Икарус 280, меня же долго преследовало воспоминание раннего детства, что будучи в возрасте двух лет, я сидя в колясочке еду в трамвае с гармошкой. В доинтернетную эпоху я отметал это воспоминание как галлюцинацию из детства, лишь когда у меня появился Интернет я и узнал, что это было действительное воспоминание.

Учебный - трамвай для обучения новых водителей, передвижной учебный класс, как и в учебном автомобиле водительское место дублируется инструкторским, под чьим наблюдением и проводится обучение водителей, а для "студентов" есть места с партами.
Этот вагон попал в Уфу в конце 90-х (меня поправили - в 2007) с партией бывших в эксплуатации вагонов из Германии. Вагоны приехалив Уфу после капитально-восстановительного ремонта, как вы понимаете, что немецкий КВР означал - вагон в состоянии нового, хоть и отработал к тому времени уже почти 30 лет.

Переберёмся в южную часть города, где в трамвайном депо ныне эксплуатируют вагоны КТМ, а ранее - КТМ и РВЗ (упомяну, что совсем ранее эксплуатировали Татры и РВЗ).

Вышка контактной сети - взяли в демо линейный вагон РВЗ6М2 и сделали из него вагон вышку контактной сети и сетеизмеритель. Если про вышку контактной сети я рассказывал выше, то для чего нужен сетеизмеритель? Правильно - смотреть за состоянием трамвайной контактной сети, трамвай едет и наблюдатель (или видеокамера) смотрит за состоянием контактного провода и на основании этих наблюдений даются рекомендации - там провод нужно подтянуть, здесь ослабить, а вот здесь поднять повыше.

Сейчас это единственный вагон РВЗ эксплуатирующийся в Уфе, здесь и здесь я рассказываю про вагоны РВЗ6М2 которые мне удалось отснять в Уфе. От обычных вагонов РВЗ данный отличается токоприёмником - вместо бугеля поставили в депо пантографный токоприёмник от трамвайного вагона КТМ.

Вероятно у вас возникает вопрос - что за конструкция в передней части вагона напоминающая руль? Это антенна радиосвязи, когда - то её использовали для связи диспетчер - водитель вагона, затем перешли на обычные радиостанции, а теперь используют мобильные телефоны.

Покопался в исторических снимках - вагон платформа на базе трамвайного вагона МТВ-82. Вот этот вагон я не помню, что бы видел на улицах Уфы, хотя жил всегда рядом с трамвайными линиями. На втором плане - учебный вагон РВЗ6.

Автор фото:Joachim Kadatz.
Автор фото:Joachim Kadatz.

Второй раритет - вышка контактной сети на базе вагона КТМ2.

-5

К сожалению других фотографий КТМ2 и МТВ82 нет, эти фотографии сделаны зарубежными фотографами посещавшими Уфу после открытия СССР для массового туризма.

На этом всё, спасибо!

В первой части я сделал обзорный рассказ про нестандартные вагоны.

Во второй части я рассказал про нестандартные вагоны Краснодара и Казани.

В третьей части я рассказал про нестандартные вагоны Самары и Волгограда.

#нестандартный трамвайный вагон #служебный трамвайный вагон #необычный трамвайный вагон #трамвай в Уфе #уфимский трамвай #РВЗ6 #татра Т3 #вышка контактной сети #учебный трамвайный вагон