Когда день богини Лады? Неизвестно. Может быть в далёком прошлом не нужен был специально её день, так как любовь и лад должны быть с нами всегда, а не в определенное время. А может быть был такой праздничный день, но затёрся. Также и со Сварогом, её мужем. Специального праздника для славления Сварога не нахожу, например, как у Перуна.
Итак, сегодня про богиню Ладу. А когда ещё? Лето, любовь, свадьбы, значит пора вспомнить богиню радости и веселья - Ладу Богородицу. В сыновья ей приписывают Дажьбога, а в дочери - Живу, Лелю и Мару.
Что пишет о Ладе в своём календаре "Главная книга судьбы" славянист М.Крымова: " В старину самые нежные слова произносили в адрес своих любимых: «Ладо мое!» Ладовать — значит славить судьбу, ладковать — сватать, лады — помолвка, ладины — сговор, ладное, ладканя — свадебная песня, ладовица — девушка, ладина хора — общность, объединенная целью, лад — гармония, ладно — хорошо, ладить — налаживать, усладить, уклад делать. Лада заведует обновлением, воскрешением, жизненными силами, красотой, дает магнетизм притяжения. Все, что служит улучшению жизни, счастью, укрепляет семью, брак, условием жирной, как говорили в старину, жизни, — сфера деятельности Лады. Индусы, ходящие по углям, — отголоски древнеарийских обрядов хождения по угольям в честь Богини Лады. Это символ перепекания человека, перепекания его судьбы, переоживления, перевозрождения. Наши предки считали, что судьба должна быть красивой, наполненной любовью, весельем, благополучием.
Лада - покровительница женщин. Она очень не любит грязи ни в чем: ни в делах, ни в общении, ни в душе, ни в доме, ни внешней неопрятности. Не любит тайных любовников, потому что они — блудное вранье, а тайные страсти разрушают лад и гармонию в семьях.
Лада -венчальница. Она венчает на брак счастливый не только людей, но и Богов. Связывает воедино веды мудрости, чтобы объяснить путь к счастью. Она помогает разрешить проблемы противостояния человека с его делами, неудачами. Лада всегда налаживает семейные отношения, уклад покоя и взаимопонимания, ладного житья-бытья. Лада — женская ипостась Рода. Она создает, формирует и объединяет все нужное для порядка, а все ненужное уничтожает, чтобы не мешало порядку. Лада дает хорошее здоровье, телесное и духовное благополучие человека, дает целенаправленность и сконцентрированность на том деле, за которое взялся человек. Главное: нужно помнить, что Лада — Богиня воскрешающая и ей была отдана вся ритуальная магичность, связанная с огнем и водой, которые в старину славяне почитали источниками жизни и долговременного благополучного здравия. А ведь и огонь, и вода присутствуют в русской баньке, и после нее человек настолько возрождается, настолько становится крепким и духом, и телом, что может потом долгое время работать выносливо ради того, чтобы потом благоденствовать."
С одной стороны, мы располагаем данными о широчайшем распространении Лады в фольклоре всех славянских, и даже некоторых балтийских народов, и сведениями историков начиная с XV века, а, с другой стороны, целый ряд крупных исследователей конца XIX – начала XX в. выразил категорическое сомнение в существовании такой богини.
Фаминцын считал, что Лада – богиня брака и веселья, связанная с весенними и свадебными обрядами. Если бы он на этом и остановился, то, возможно, последующих споров было бы меньше, так как это положение прочно базировалось на источниках, чего нельзя сказать о другом его тезисе. Фаминцын полагал, что, кроме богини Лады, существовал ещё бог Лад или Ладо. Источником его ошибки явилось то, что звательный падеж от имени богини «Ладо» он принял за имя мужского божества и некоторые фольклорные материалы, в которых женский род заменялся мужским лишь в силу утраты первоначального смысла, Фаминцын истолковал в пользу существования бога Лада. Впрочем, автор сам не был особенно уверен в существовании мужской ипостаси и в свой окончательный список славянских божеств он включил только богиню Ладу, но путаница в его труде вызвала неблагоприятное отношение ко всем его построениям в целом.
М.Гальковский, историк, закончивший Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (то есть вы понимаете, на чьей стороне он воевал с язычеством) пишет, что божества Ладо не существовало. Однако приводит сведения, где название Лада или Ладо упоминается. "Но есть божества сомнительной достоверности. В статье «о идолех Владимировых» упоминаются: Позвизд, Ладо, Лель и Полель, Усладь или Осладь. В поучении в понеделок Св. Духа упомянуты боги Лада и Лоло. В «исповеди каждого чина по десятословию» упомянуты Лада и Лель."
Е.В. Аничков, историк, фольклорист, который очень скептически относился ко всему дохристианскому, высказался очень категорично: «…славянский Олимп не играет никакой роли в исследовании народной обрядности. Не говоря уже о богине Весны, о разных Лелях, Ладах, Живах и пр., которые прямо были измышлены и никогда не существовали, даже такое божество, как Ярило, в существовании которого, по-видимому, нельзя усомниться, не должно вовсе останавливать на себе наше внимание».
Ну и конечно упомяну записи Б.Рыбакова, который обширную часть своего труда отвел Ладе, главной богородице наших древних предков: "Материнство Лады явствует и из тех песен, где при закликании весны к ней, Ладе, обращаются за разрешением: «Благослови, мати Ладо, весну закликати!». У русского этнографа XVII в. были все основания считать Ладу матерью.
Отбросим Полеля как песенное повторение, примем женский род для Лады и Лели (к чему нас обязывает фольклорный материал), и мы получим архаичную пару: мать и дочь – богини оживающей и рождающей природы. Эта пара много древнее, так сказать, исконнее, чем античные мифы или фольклорные реминисценции, и она ведет нас к паре охотничьих рожаниц, тоже являющихся матерью и дочерью. Но здесь мы имеем дело с рожаницами уже аграрными, связанными не с приплодом зверей, а с вегетативной силой весеннего расцвета растительности вообще и хлебных злаков в частности."
Как бы современные диванные критики не морщились при цитировании трудов таких признанных историков как: Рыбаков, Буслаев, Маторин, А.Васильев и др., стоит признать каждому, что эти великие люди отдали всю жизнь, изучая древность, родину, культуру славян. Все их регалии заслуженны, а завистникам и критикам стоит больше трудиться над своей духовностью и знаниями, осуждать и критиковать всегда проще, чем что-то делать самому.
Б. Рыбаков продолжает: "Этих данных было бы недостаточно для утверждения о единстве происхождения мифологических образов Лато и Лады, если бы в нашем распоряжении не было сведений об ареале культа Лады у северных племен, с одной стороны, и устойчивых упоминаний о связи Лето с северными племенами в греческих мифах – с другой.
Необходимо детально разобрать географию этих загадочных северных народов и выяснить их взаимоотношение с областью балто-славянских поклонников «матери Лады». Ареал этнографического почитания «матери Лады» весьма широк: он полностью включает в себя всю землю балтов (как в латышско-литовской, так и в славянизированной великорусской части), всю территорию праславян и все области позднейшего славянского расселения. В бронзовом веке культ богини Лато дошел до греческого Крита, где встретился с местным культом Деметры и Персефоны. Возможно, что и праиталики знали культ Лато (Латоны)-Лады. Всё сказанное позволяет говорить о древнем, существовавшем у значительной части индоевропейских народов Центральной и Восточной Европы культе двух рожаниц, из которых старшая, рожаница-мать, именовалась Лато или Лада, а имя младшей варьировало: у праславян – это была Лель, Леля, Ляля; у греков – Артемида, сохранившая много черт архаичной охотничьей богини, хотя преобладали свойства покровительницы земледелия и плодородия.
Единство и глубокая древность культа Лато-Лады подтверждаются драгоценным свидетельством Геродота о сложной системе передачи даров от балто-славянских северных земель к священному островку в Эгейском море."
Хорватская песня (конца XVIII в.) во время летнего солнцестояния:
Красивый Иван рвет розы
Тебе, Ладо, святое божество.
Ладо! Слушай нас, Ладо!
Песни, Лада, поём мы тебе,
Сердца наши склоняем к тебе Ладо! Слушай нас, Ладо!
Лада известна фольклору всех славянских народов: полякам, словакам, словенцам, сербам, хорватам, далматинцам, болгарам, русским, украинцам, белорусам. Не удивительно, что признание Лады богиней можно найти только в ранних записях, сделанных в XVIII или в первой половине XIX в., так как во второй половине XIX столетия старые языческие обряды и их терминология стали исчезать с большой быстротой во всем славянском крестьянском мире. Во всех песнях, заговорах, обрядах имя Лады было заменено на христианских богов, святых и богородиц.
Польские церковные запрещения языческих обрядов, относящиеся к первой четверти XV веку. Они опубликованы Станиславом Урбанчиком.
Начало XV века.: «Поляки ещё и посейчас около зелёных святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse… Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем богу: девушки целый год не ходят в костел молиться истинному богу, тогда как на чествование этих своих божков они привыкли приходить».
1423 г. (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина): «…наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия святого духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (троицын день, духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки». 1420-е годы: «Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зелёных святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять дух святой».
Но, как вы сейчас понимаете, убить родных богов просто невозможно. Они окружают нас в жизни, они в душе, среди нас, в нас самих.
Вот такое славление есть к Ладе-матушке:
Лада-Матушка, Матерь Сва пречистая,
не остави нас без любви и счастия!
Благодать свою ниспошли на нас,
Яко и мы чтим и славим тебя,
ныне, присно и от круга до круга,
пока светит Ярило-Солнце!