Найти в Дзене
Михаил Андросов

Нижний Новгород. Чкаловская лестница

1. Чкаловская лестница Чкаловская лестница (иногда Волжская лестница) — монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Построена по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Являлась самой длинной лестницей в России до присоединения Крыма. Лестница начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову (отсюда и возникло её название), рядом с Георгиевской башней кремля. Построена в виде восьмёрки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмёрки». Количество ступеней от низа до верха составляет 442 по правой стороне. В местах пересечений боковых спусков имеются смотровые площадки, всего их две. Лестница также ведёт к памятнику — катеру «Герой», который находится у самой Волги. Чкаловская лестница – архитектурная достопримечательность Нижнего Новгорода. Огромная лестница начинается возле здания медицинской академии у Георгиевской башни кремля, а ее подножье расположено р
Оглавление

1. Чкаловская лестница

Чкаловская лестница (иногда Волжская лестница) — монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Построена по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Являлась самой длинной лестницей в России до присоединения Крыма.

Лестница начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову (отсюда и возникло её название), рядом с Георгиевской башней кремля. Построена в виде восьмёрки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмёрки». Количество ступеней от низа до верха составляет 442 по правой стороне. В местах пересечений боковых спусков имеются смотровые площадки, всего их две. Лестница также ведёт к памятнику — катеру «Герой», который находится у самой Волги.

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Чкаловская лестница – архитектурная достопримечательность Нижнего Новгорода. Огромная лестница начинается возле здания медицинской академии у Георгиевской башни кремля, а ее подножье расположено рядом с военным мемориалом Катер «Герой», на берегу Волги. Внешне Чкаловская лестница похожа на гигантскую восьмерку, которую украшают изящные балюстрады, четырехгранные обелиски и барельефы. Она проложена по крутому правобережью реки – Волжскому откосу, между Александровским и Губернаторским садами, соединяя Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные.

Чкаловская лестница и Нижегородский кремль из кабинки канатной дороги
Чкаловская лестница и Нижегородский кремль из кабинки канатной дороги

1.1. История

Вид Волжского откоса из села Бор. 1886 год
Вид Волжского откоса из села Бор. 1886 год

Во времена Российской империи и до середины 40-х годов XX века территория на месте Чкаловской лестницы называлась Волжским откосом. Откос был одним из самых популярных мест среди нижегородцев и гостей города. На его вершине, где сейчас находится памятник Валерию Чкалову, располагался полукруглый выступ, с которого открывался вид на Борскую пойму. Соединялся он с Благовещенской площадью (позже Советской, ныне — Минина и Пожарского). От него же начиналась Георгиевская набережная.

Чкаловская лестница весной, 2014 год
Чкаловская лестница весной, 2014 год

Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.

Не впечатлил вид Откоса и Николая Первого, посетившего Нижегородскую ярмарку. Территорию между Откосом и Волгой Николай Первый предложил преобразовать в общественный парк – первый в городе, что и было сделано к 1835 году в основном благодаря усилиям знаменитого нижегородского предпринимателя П. Бугрова. А назван тот парк был в честь жены императора Александровским садом.

Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.

В 30-40-е годы XIX века в Нижнем Новгороде было решено построить новую улицу. Ее спроектировали по верху Волжского откоса и назвали Верхневолжской набережной. Во время прокладки проезжей части высокий правый берег реки укрепили дерном, а овраги впадающих в Волгу небольших ручьев засыпали землей. Волжский откос полностью выровняли, и он приобрел свой современный вид.

В верхней части Чкаловской лестницы в наши дни расположена обзорная площадка. В начале XIX века здесь находились остатки зданий старинной Происхожденской обители. Во время строительства набережной обветшавшие монастырские строения снесли, разровняли на их месте площадку и замостили ее булыжником.

Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский (такое имя новой мощеной дороге дали по стоящей рядом башне Нижегородского кремля) и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.

Лучшими инженерами страны из лучших строительных материалов была создана украсившая город прогулочная зона, засаженная деревьями различных пород. К 1836 году в булыжник оделась и Нижне-Волжская набережная, к которой вели Георгиевский и Казанский съезды. Общие работы по озеленению парка шли до 1854 года, когда парк стал самым живописным уголком города с естественным выступом (ныне смотровая площадка) для обзора волжских и заволжских далей.

Около Александровского сада оформилась Верхне-Волжская набережная, которая стала застраиваться прекрасными особняками. Именно на этом живописнейшем месте Волжского Откоса появляется и самый богатый городской купеческий особняк – Усадьба Рукавишниковых, и особняк судовладельцев Сироткиных, и другие красивые сооружения.

Парк и сегодня находится по правую руку от Чкаловской лестницы и внизу ухоженной Верхне-Волжской набережной. По его естественным терренкурам в тени старинных деревьев очень приятно прогуляться.

Аллеи Александровского сада в Нижнем Новгороде
Аллеи Александровского сада в Нижнем Новгороде

В 30-е годы прошлого века население СССР жило под впечатлением от рекордов, которые один за другим ставили отважные летчики. Сначала советские самолеты перелетели через всю страну на Дальний Восток. А спустя время легендарный экипаж под командованием Валерия Чкалова преодолел более 8,5 тысяч километров и приземлился на территории США. Пилоты были всеобщими кумирами, и их имена не сходили со страниц газет.

Волжский Откос без Чкаловской лестницы в начале 20 века
Волжский Откос без Чкаловской лестницы в начале 20 века

Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.

Всего через год после уникального полета Чкалов погиб, и это стало всенародным горем. Советские люди тяжело переживали трагедию, в честь героя открывали памятники, а его именем называли улицы и площади городов. Городские власти Нижнего Новгорода (тогда – Горького) не остались в стороне. В 1939 году они предложили увековечить память о Чкалове и поставить на Волжском откосе памятник отважному летчику.

Чкаловская лестница, 2017 год
Чкаловская лестница, 2017 год

Первые идеи по сооружению лестницы на Волжском откосе в 1939 году высказал председатель Горьковского горисполкома Александр Шульпин. Строительство лестницы тогда представлялось очень эффектным. Она должна была связать центр города с Волгой и превзойти Потёмкинскую лестницу в Одессе. Но воплощению проекта помешала вскоре начавшаяся война.

Современный вид с этой же точки
Современный вид с этой же точки

Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.

Воплощение замыслов председателя Горисполкома было отложено до 1943 года. В этом году Горький начал активно восстанавливаться после длительных немецких бомбардировок, и Шульпин вновь стал продвигать свою идею. В том же году он отправился в командировку в Москву и представил там проект ленинградских архитекторов Александра Александровича Яковлева, Льва Владимировича Руднева и Владимира Оскаровича Мунца. По первоначальному замыслу лестница должна была уходить вниз от гостиницы «Россия» (другое название которой — «Волжский откос»), но Александр Шульпин своим решением перенёс лестницу к памятнику своему другу, Валерию Чкалову, что неоправданно приблизило её к средневековому кремлю. Когда согласование было получено, Москва выделила деньги на строительство грандиозного объекта в честь победы в Сталинградской битве. Саму лестницу также планировалось назвать Сталинградской. В том же году был заложен её первый камень.

Проект Чкаловской лестницы
Проект Чкаловской лестницы

Возведение Чкаловской лестницы стартовало в конце мая 1944 года. Основную часть земляных и строительных работ выполнили пленные немецкие солдаты. Но в стройке приняли участие и жители города. Для того, чтобы на Волжском спуске появилась длинная лестница, государство потратило огромную по тем временам сумму – 7,76 млн рублей.

Памятник В. Чкалову на Волжском откосе
Памятник В. Чкалову на Волжском откосе

Лестница была торжественно открыта в 1949 году. Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.

Чкаловская лестница находится рядом с Нижегородским кремлем.
Чкаловская лестница находится рядом с Нижегородским кремлем.

Когда большая стройка закончилась, глава городского исполкома Александр Шульгин оказался под следствием. Его обвинили в растрате государственных денег, лишили партийного билета, должности и осудили. Против Шульгина использовали материалы «Ленинградского дела», по которому в тюрьмы попало много партийных и государственных служащих. Шульгин отбывал срок в одном из мурманских лагерей. Когда Сталина не стало, уголовное дело пересмотрели, Шульгина освободили и полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Он вернулся на Родину и стал главой городского архитектурного управления. Скончался, будучи на пенсии.

Фрагмент Чкаловской лестницы
Фрагмент Чкаловской лестницы

Благодарные нижегородцы чтят имя А. Шульпина, который восстановил город после ран Великой Отечественной, запустил первые городские троллейбусы, построил новые городские объекты, в том числе нижегородскую Консерваторию им. М. Глинки. При нем появился Памятник К. Минину и, конечно же, великолепная Чкаловская лестница.

Чкаловская лестница
Чкаловская лестница

В 50-60-х гг. 20 века на Нижне-Волжской набережной недалеко от лестницы находилась открытая эстрадная площадка, на которой частенько выступал духовой оркестр или гастролирующие артисты. А для благодарных слушателей были установлены скамейки.

Чкаловская лестница, вид сверху (фото из интернета)
Чкаловская лестница, вид сверху (фото из интернета)

Интересные факты

  • У Чкаловской лестницы есть своя мистическая загадка. Касается она количества ступенек. Хотя из учебников известно, что их 560, проверить это практическим путем невозможно. Сколько бы раз вы ни поднимались, вы насчитаете разное количество ступенек.
  • Еще одна тайна связана с той самой «восьмеркой», в форме которой построена лестница. Многие историки уверены, что она представляет собой знак бесконечности. Однако истинное объяснение куда сложнее и связано со Сталинградской битвой. Двумя полукольцами фашистские войска окружали Сталинград, а идущий к Волге прямой марш ступенек символизирует освобождение советских защитников из фашистских тисков.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год

Кто был архитектором Чкаловской лестницы?

Конкурс на проект Сталинградской лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева. В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.

Лев Руднев
Лев Руднев
Владимир Мунц
Владимир Мунц
Александр Яковлев
Александр Яковлев

Лев Руднев знаменит как создатель здания Московского университета и ряда крупных построек в обеих столицах нашей страны. Но для нижегородцев особенно важна роль в создании лестницы архитектора Александра Яковлева. Воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, Александр Яковлев несколько десятилетий своей жизни отдал служению нижегородской земле. Здесь им был возведен ряд зданий и монументов.

Именно Яковлев был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали.

Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос.

1.2. Строительство Чкаловской лестницы

Лестницу строили с 1944 года в течение пяти лет. Основными строителями были жители Горького. Участвовали в стройке и пленные немцы, жившие тогда на месте исторической Немецкой слободы.

Возведение лестницы заняло 5 лет,

с 1944 по 1949 год.

Наконец лестница была сооружена, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть – прорыв этой осады советскими войсками.

Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год

Очень важно, что Чкаловская лестница органично вписалась в окружающий ландшафт и ее очертания перекликаются с силуэтом находящегося рядом древнего кремля.

1.3. Современность

-21

Лестница является одной из самых узнаваемых достопримечательностей города. На Чкаловской лестнице устраивают спортивные соревнования, чаще всего в виде забегов.

В 1985 году у её подножия был поднят на постамент катер Волжской военной флотилии «Герой». Катер оказался популярным у молодожёнов, и до 2008 года его валы, гребные винты и другие части постоянно увешивались цветными лентами. Чтобы как-то это пресечь, рядом были установлены металлические конструкции.

Последняя реставрация лестницы проводилась в 2012—2013 годах.

Неспроста в День города здесь принято устраивать забег. Победитель необычного соревнования становится обладателем автомобиля, поэтому незадолго до праздника здесь можно увидеть тренирующихся бегунов.

Лестница состоит из 560 ступеней
Лестница состоит из 560 ступеней

1.4. Транспорт

Вблизи ходят маршрутные такси Т-42, Т-87 и автобус №5.

-23
Вид с Волги на Чкаловскую лестницу
Вид с Волги на Чкаловскую лестницу

1.5. Основные моменты

Лестничные марши имеют столь внушительные размеры, что видны даже из космоса. А выразительные контуры лестницы превратились в одну из самых узнаваемых достопримечательностей волжского города. Количество ступеней на ее маршах не одинаково, по дуге их – 560. Чкаловская лестница не имеет перил, поэтому маленьким детям и пожилым людям спуск и тем более подъем по ней дается с трудом.

В начале спуска установлен памятник Валерию Чкалову. Это место очень нравится нижегородцам и приезжающим в город туристам, потому что от него открывается превосходный вид на волжскую пойму, стрелку Оки и Волги и противоположный берег реки, где раскинулся город Бор. На спуске также сооружены две смотровые площадки, с которых можно полюбоваться окрестностями.

Последний раз лестничные марши реставрировали в 2013 году, так что Чкаловская лестница имеет вполне привлекательный вид. По ней ежедневно прогуливаются группы школьников, родители с детьми и туристы. Сюда часто приезжают молодожены, желающие запечатлеть свой самый счастливый день на фоне балюстрад. По Чкаловской лестнице регулярно проходят спортивные забеги, а у ее подножья проводят многолюдные концерты.

1.6. Памятник у подножия

Катер «Герой» был установлен у подножия лестницы в 1985 году.
Катер «Герой» был установлен у подножия лестницы в 1985 году.

У подножья Чкаловской лестницы находится военный мемориал Катер «Герой», открытый в 1985 году. На пьедестале из гранита возвышается боевой катер, имеющий интересную историю. Баркас «Матвей Башкиров» сошел со стапелей в 1916 году на Коломенском заводе. Позже речное судно переименовали в «Волгарь» и использовали во время боев Гражданской войны.

В годы гражданской войны «Волгарь» сражался в составе Волжской военной флотилии на реках Волге, Белой, Каме и Каспии. После её окончания он был переоборудован для буксировки нефтяных караванов и несения диспетчерской службы.

На этом боевая биография катера не завершилась. «Волгарю» пришлось повоевать и во время Великой Отечественной войны.

С 1942 года «Волгарь» снова переоснастили — вновь одели в броню и поставили зенитные орудия. В 1942-43 годах катер участвовал в боях под Сталинградом. С 1967 года катер стал плавучим музеем боевой славы военного флота, отправляясь в каждую навигацию в рейс по Волге.

Катер "Герой" на Нижне-Волжской набережной
Катер "Герой" на Нижне-Волжской набережной

В год 40-летия Победы его превратили в памятник. Сегодня у нижегородских молодоженов закрепилась традиция делать возле монумента памятные снимки и оставлять цветные ленты на гребных валах.

Катер «Герой»
Катер «Герой»

1.7. Как добраться

Чкаловская лестница находится в Нижегородском районе города, с северо-востока от стен кремля, в Александровском саду. Чтобы добраться к ее нижним маршам, можно воспользоваться городским автобусом № 5 или маршрутными такси № Т117, Т42. Ехать нужно до остановки «Катер «Герой»» на Нижневолжской набережной. Сюда нетрудно приехать и на личном автомобиле. Правда, стоит учесть, что парковка у памятника бывает свободной лишь утром.

К обзорной площадке у начала спуска с Чкаловской лестницы подъезжают на автобусах № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90 и маршрутных такси №Т2, Т24, Т40, Т45, Т60, Т69, Т85, Т90, Т97 (остановка «Площадь Минина и Пожарского»).

На своем автомобиле подъехать можно со стороны Нижневолжской набережной или Казанского съезда, парковок рядом с достопримечательностью хватает. Также и такси, в Нижнем Новгороде хватает автомобилей всех известных такси-сервисов, которые уже привыкли подвозить людей до этого места.

1.8. Самая длинная лестница в России

Основную уникальность Чкаловской лестницы составляет ее длина. Она считается самой длинной лестницей в России. Основные источники утверждают, что количество ступеней сооружения с учетом круговых пролетов – 560. Если же считать по прямой, то только на правой стороне их 442. Что касается левой стороны, то тут сведения о количестве ступеней разнятся. Поэтому любимым занятием многих туристов, посещающих популярную лестницу, стал точный подсчет количества ее ступеней.

Сколько ступеней у Чкаловской лестницы?

— 560 с учётом круговых пролётов

— 442 если считать только по правой стороне

В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.

1.9. Фотографии Чкаловской лестницы и виды, открывающиеся с неё

Чкаловская лестница
Чкаловская лестница
Кремль со стороны Чкаловской лестницы
Кремль со стороны Чкаловской лестницы

Вертикальные стенки перед площадками в центре «восьмерок» украшены очень красивыми барельефами.

Барельеф на площадке Чкаловской лестницы
Барельеф на площадке Чкаловской лестницы
Кремль и Чкаловская лестница
Кремль и Чкаловская лестница

Четырехгранные, сужающиеся к вверху колонны свидетельствуют о том, что лестница является мемориальной.

Чкаловская лестница
Чкаловская лестница

Очертания Чкаловской лестницы перекликаются со стенами и башнями Нижегородского кремля, составляя с ними единый ансамбль.

Чкаловская лестница
Чкаловская лестница
Площадки Чкаловской лестницы
Площадки Чкаловской лестницы
Барельеф на подпорной стенке Чкаловской лестницы
Барельеф на подпорной стенке Чкаловской лестницы
Барельефы Чкаловской лестницы
Барельефы Чкаловской лестницы
Нижневолжская набережная и катер «Герой»
Нижневолжская набережная и катер «Герой»
Георгиевская башня нижегородского кремля
Георгиевская башня нижегородского кремля
Волга с высоты Чкаловской лестницы
Волга с высоты Чкаловской лестницы
Вид на Волгу и Нижний Новгород с Чкаловской лестницы
Вид на Волгу и Нижний Новгород с Чкаловской лестницы
Чкаловская лестница и нижегородский кремль
Чкаловская лестница и нижегородский кремль
Чкаловская лестница и нижегородский кремль
Чкаловская лестница и нижегородский кремль
Уступы прясла между Борисоглебской и Георгиевской башнями нижегородского кремля
Уступы прясла между Борисоглебской и Георгиевской башнями нижегородского кремля
Чкаловская лестница на закате
Чкаловская лестница на закате
Волга на закате, Нижний Новгород
Волга на закате, Нижний Новгород
Волга
Волга

На смотровой площадке наверху около памятника Чкалову всегда многолюдно.

Созерцание заката
Созерцание заката
Саму лестницу лучше всего фотографировать с воды — тогда она наверняка поместится в кадр целиком.
Саму лестницу лучше всего фотографировать с воды — тогда она наверняка поместится в кадр целиком.

1.10. Архитектурные особенности

Чкаловская лестница имеет длину 150 метров выполнена в виде цифры восемь, на месте пересечения линий которой построены смотровые площадки. С них открывается живописный вид на город и реки Волгу и Оку.

Чкаловская лестница неслучайно построена именно в таком виде, она является мемориалом в честь героев-защитников Сталинграда. По задумке архитекторов, кольца символизируют немецкие войска, взявшие в осаду Сталинград.

Полное количество ступенек на Чкаловской лестнице — 560 штук. Если считать на одной из сторон восьмерки, то 442 ступени.

1.11. Достопримечательности рядом

Нижневолжская набережная, помимо Чкаловской лестницы, соединяет между собой 3 других достопримечательности: катер «Герой», памятник Чкалову и Нижегородский кремль.

1.12. Нижегородский Кремль

Нижегородский кремль — сердце города, — главный архитектурный и общественно-политический центр. Крепостное сооружение было построено в начале XVI века в древнейшем районе города.

Сегодня в кремле располагается:

· городское правительство;

· арбитражный суд;

· историко-архитектурный музей-заповедник;

· концертный зал.

Войти на территорию можно бесплатно, но для посещения музея и башен продаются билеты.

1.13. Смотровые площадки

На лестничных пролетах оборудованы смотровые площадки.
На лестничных пролетах оборудованы смотровые площадки.

На протяжении огромной лестницы есть несколько смотровых. Там установлены скамейки, где усталые путники могут перевести дух и полюбоваться волжскими красотами. Отсюда открывается восхитительный вид на Стрелку, реку и другой берег Нижнего Новгорода. Именно с этих точек лучше всего видно главный городской собор Александра Невского и новый стадион, построенный к Чемпионату мира-2018.

1.14. Олень

Пятиметровая статуя оленя, символа Нижнего Новгорода, была сделана венгерским скульптором в подарок городу.
Пятиметровая статуя оленя, символа Нижнего Новгорода, была сделана венгерским скульптором в подарок городу.

В нескольких метрах от катера расположена еще одна достопримечательность, уже связанная с современным искусством. Пятиметровая статуя оленя, символа Нижнего Новгорода, была сделана венгерским скульптором Жоке в подарок городу. Она выполнена в необычной технике: из металлических пластин. Поначалу горожане невзлюбили этот странный памятник, но потом смирились. А сейчас уже считают его неотъемлемой частью города.

2. Памятник Валерию Чкалову

-51

Памятник Валерию Чкалову — одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода, установлен вблизи Георгиевской башни Нижегородского кремля в честь знаменитого советского лётчика, совершившего первый беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс. От памятника к Волге спускается лестница, которую также называют «Чкаловской».

Памятник Валерию Чкалову
Памятник Валерию Чкалову

На месте современного памятника В. П. Чкалову в начале XVII века был основан Происхожденский женский монастырь, впоследствии получивший название Крестовоздвиженского и перенесённый в 1815 году на своё нынешнее место у площади Лядова. Ветхие строения монастыря сохранялись до 1840 года, когда сносились все строения на прилегающих к кремлю территориях, и вдоль стен устраивалась зона отдыха горожан с прокладкой прогулочных троп, обсаженных деревьями и кустарниками.

-53

После смерти Чкалова в 1938 году горьковчане обратились к властям с просьбой установить памятник великому летчику. И когда была построена Чкаловская лестница, получился очень гармоничный ансамбль.

Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля
Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля
Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля
Памятник Чкалову и Георгиевская башня Нижегородского кремля

Памятник легендарному лётчику-испытателю был открыт 15 декабря 1940 года, в день второй годовщины его гибели. Автором скульптуры стал друг В. П. Чкалова И. А. Менделевич, с которым они вместе выбрали это место для памятника А. М. Горькому. И. А. Менделевич был удостоен за эту работу Сталинской премии. Архитекторы памятника: И. Г. Таранов и В. С. Андреев.

На поверхности пьедестала нанесены контуры карты Северного полушария с указанием маршрутов перелетов героического экипажа Чкалова-Байдукова-Белякова на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку. Сам пьедестал облицован лабрадоритом.

На пьедестале нанесены годы жизни лётчика и надпись «1904 – 1938. Валерию Чкалову, великому лётчику нашего времени». Под этими словами, над картой перелётов, видны отверстия от креплений — там была надпись «сталинскому соколу», удалённая во время борьбы с культом личности Сталина.

-56
Памятник В.Чкалову около Нижегородского кремля
Памятник В.Чкалову около Нижегородского кремля

2.1. Судьба испытателя

Легендарный летчик-испытатель Валерий Чкалов родится в одном из сел нижегородского района, ставшим сегодня городом Чкаловск. Все мужчины в роду Чкаловых были физически сильными, упрямыми и напористыми людьми. Его прадед слыл одним из сильнейших волжских бурлаков, дед, работающий портовым грузчиком, также славился удивительной физической силой. Отец легендарного летчика был самым лучшим котельным мастером и получал за работу очень достойное вознаграждение, что позволяло семье жить в хорошем доме с садом.

Валерий Чкалов
Валерий Чкалов

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года.

Судьба будущего Героя не была простой. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В. П. Чкалова»). В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

Валерий не пошел по стопам отца, а в результате долгих поисков себя, он выбрал авиацию. Интересно, что местом его службы после лётного училища была Ленинградская истребительная авиаэскадрилья, носившая имя другого легендарного нижегородского летчика П. Нестерова.

В. Чкалов - бесстрашный летчик-испытатель
В. Чкалов - бесстрашный летчик-испытатель

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде, что, впрочем, документами не подтверждается. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.

В 1926-м году 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня - Гатчина), где Чкалов служит с 1926 по 1928 годы. В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Самолет, на котором В. Чкалов с друзьями совершал беспосадочные перелеты
Самолет, на котором В. Чкалов с друзьями совершал беспосадочные перелеты

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И.В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Газета "Известия" рассказывает о подвиге советских летчиков
Газета "Известия" рассказывает о подвиге советских летчиков

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

Малая родина В.Чкалова - бывший поселок Василёв
Малая родина В.Чкалова - бывший поселок Василёв

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. В. Чкалов осуществлял пробный полет, во время которого у истребителя заглох мотор. Летчик увел самолет от жилых строений и даже смог его посадить, избежав пожара, но в результате того, что большая машина зацепилась за провода и ударилась о дровяные нагромождения, летчика выбросило из машины.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н.Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ...

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

Памятный камень, установленный в месте гибели В. Чкалова в Подмосковье
Памятный камень, установленный в месте гибели В. Чкалова в Подмосковье

Получив тяжелейшие травмы, несовместимые с жизнью, легендарный покоритель неба скончался в больнице. Произошло это 15 декабря 1938 года.

2.2. Памятник легендарному испытателю

Чкалов любил Нижний Новгород, где у него было много друзей и знакомых, и часто приезжал сюда.

Любил он гулять и по бывшему Волжскому Откосу и останавливаться на смотровой площадке у кремлевских стен, чтобы полюбоваться волжскими пейзажами.

Волжские пейзажи со смотровой площадки бывшего Откоса
Волжские пейзажи со смотровой площадки бывшего Откоса

Однажды, прогуливаясь здесь вместе со своим другом скульптором И. Менделевичем, они говорили о том, что хорошо бы на этом месте, вместо находящегося там в ту пору Кафе «Мороженое» установиться памятник самому выдающемуся нижегородцу - М. Горькому. Это было бы символично и исторически оправдано.

Но события сложились так, что вскоре В. Чкалова не стало, и тогда И. Менделевич стал настаивать на том, чтобы это место Волжского Откоса стало местом установки Памятника самому Чкалову. Скульптор разработал основную идею будущей скульптуры, а осуществить эту идею ему помогали архитекторы И. Таранов и В. Андреев.

На гранитном цилиндрическом постаменте героический летчик увековечен в самый важный и ответственный момент подготовки к очередному испытательному взлету. Он уже одет в лётный комбинезон и заканчивает надевать перчатки. Его взгляд устремлен в небо, куда он собирается взлететь и все его мысли только о предстоящем полете, об испытании нового самолета.

Фрагмент Памятника В. Чкалову
Фрагмент Памятника В. Чкалову

Скульптору удалось создать портрет решительного и волевого человека с большими рабочими сильными руками. Его характер проваляется и в сжатых четко очерченных губах, и в упрямом подбородке, и в выразительном взгляде полных жизни глаз. За этот монумент скульптора И. Менделевича наградили почетной Сталинской премией в 1942 году.

Интересно оформлен и сам постамент, к которому ведет трехступенчатое основание. Поверхность постамента покрыта изображением карты с отмеченными двумя самыми дальними перелетами В. Чкалова. Столица России выделяется знакомой формой – конечно же, это рубиновая звезда.

Сегодня Памятник Чкалову – самое известное место города, куда приходят сотни туристов и горожан, и откуда начинается знаменитая лестница, сооруженная в тяжелые военные и послевоенные годы, названная также в честь летчика Чкаловской. Хотя лестница создавалась совершенно самостоятельно, сегодня она с Памятником составляет единый символичный комплекс – Летчик, готовящийся к новым свершениям и восьмеркообразная лестница – знак бесконечности.

Памятник и Чкаловская лестница
Памятник и Чкаловская лестница

2.3. Про памятник, смотровую площадку и неприличную тайну

В декабре 2019 года (до 23ого числа) памятник находится на реконструкции.

Ну и как же без тайны третьей ступени.

Вот и вся тайна ступени у памятника Чкалову
Вот и вся тайна ступени у памятника Чкалову

Так называемую «тайну третьей ступени» прекрасно видно и с первой, и со второй. На самом деле, озвучиваются две «тайны». Первая, что натягивание перчатки с определенных ракурсов выглядит как непристойный жест. Это мягкий вариант. Если же посмотреть на фото выше, с конкретных ступенек, то видно, что у уважаемого Валерия Павловича что-то неприлично торчит…

Памятник состоит из цилиндра-постамента, трех ступеней и непосредственно бронзовой статуи летчика. Валерий Павлович как бы готовится к полету, надевает перчатку.

Еще существовала легенда о том, что Валерий Павлович пролетел под одним из мостов Ленинграда и об этом есть эпизод в фильме про именитого летчика.

Сейчас окружающее памятник пространство — достаточно популярное у нижегородцев место. Здесь назначают «свидания» и дружеские встречи, частенько рядом тусуются скейтбордисты, велосипедисты, байкеры и прочие «спортсмены». Краткое наименование памятника — ВПЧ или Валерий Палыч Чкалов.

2.4. Где полюбоваться отличными видами и заценить памятник

Адрес очень простой — площадь Минина и Пожарского (на набережной), которая рядом с нижегородским Кремлем. Площадка находится на краю площади, там где начинаются Верхне-волжская набережная и Георгиевский съезд, на откосе. Координаты: 56.329971, 44.009408. На общественном транспорте добираться до остановок «Площадь Минина и Пожарского», «Педагогический университет» или «Академия водного транспорта».

Как добраться: от Московского вокзала на автомобиле 6,5 км (11 минут), на автобусах №№ 3, 4, 19 до остановки «Площадь Минина и Пожарского».