Найти в Дзене
Литрес

«Квир-теория и еврейский вопрос»: есть ли связь между гомосексуализмом и иудейством?

За последние два десятка лет израильский Тель-Авив был признан одним из самых дружелюбно относящихся х к квир-сообществу городов мира. Что же стало причиной такого такой метаморфозы в довольно консервативном и религиозном обществе? Исследователи и публицисты давно пытаются обнаружить исторические аналогии между синтезом таких понятий, как «квир» и «еврейство». Заинтересовались? «Квир-теория и еврейский вопрос» — это сборник провокационных и актуальных для нашего времени эссе под редакцией известного религиоведа Даниэля Боярина, историка Галины Зелениной и художника Евгения Фикса. С помощью этой книги вы сможете понять, почему Фрейд решил бороться с собственным пенисом, в чем заключается связь кастрации и антисемитизма и где соприкасаются расы и гендер в представлении еврейского общества. Собранные под черной обложкой тексты затрагивают мировые, политические и культурные пертурбации, затрагивающие иудейство и гомосексуализмом, гомофобию и гонения евреев.

Даниэль Боярин не раз затрагивал тему евреев в своих трудах
Даниэль Боярин не раз затрагивал тему евреев в своих трудах

Не секрет, что в начале XX между «евреем» и «гомосексуалом» можно было практически ставить знак равенства. синонимами социальной и сексуальной инаковости. Сама квир-теория появилась еще в 1990-е годы в США. Ее источником принято считать сочинения французского мыслителя Мишеля Фуко. Он полагал, что целью теории квира является поиск инструмента для деконструкции существующих идеалов социальных норм и таксономий, а также выяснение того, каким образом эти нормы возникли и по какой причине. Читателям сборника предлагается вспомнить знакомое многим понятие психологического «чулана», то есть сокрытия личной «постыдной» национальной идентичности. К примеру, у детей в СССР подобный опыт мог оказаться не менее травмирующим, чем боязнь открыть себя миру у подростков с гомосексуальной ориентацией Правда, в наше время публичной демонстрацией своего истинного еврейства уже невозможно кого-то поразить до глубины души. Сложнее себе представить что-то менее квирное, чем хасидские шляпы и вьющиеся бороды на торжественных событиях в Кремле.

В наше время Тель-Авив пользуется большой популярностью у однополых еврейских пар
В наше время Тель-Авив пользуется большой популярностью у однополых еврейских пар

Возможно, благодаря «Квир-теории и еврейскому вопросу» у некоторых читаталей возникнет в голове когнитивный диссонанс от привычных вещей, которые будут представлены под иным углом зрения. Так, в рамках своей теории авторы рассматривают любовный треугольник, состоящий из гомосексуалов, евреев и… коммунистов! Оказывается, во времена в Америке подобная компания считалась вполне допустимой: «Гомосексуалы воспринимаются как серьезная вну­тренняя опасность, связанная с коммунистической угрозой...». Кроме того, о настоящем соперничестве иудейской и нетрадиционной идентичности в политике вы узнаете из очерка, посвященного ЛГБТ-движению на еврейской земле. По мнению авторов сборника, геи ведут борьбу с израильтянами за право называться главной жертвой нацизма, поскольку Холокост в еврейском сообществе является очень острой и больной темой, с помощью которой они утверждают свою политическую правоту. А гомосексуалисты, в свою очередь, стали героями светского либерализ­ма, их главными противниками оказываются религиоз­ные правые силы.

Эпизоды с Фейгиным и Оливером Твистом вызывают некоторые вопросы
Эпизоды с Фейгиным и Оливером Твистом вызывают некоторые вопросы

Еще одной интересной составляющей этой книги является то, с какой целью авторы «достают из чулана» классическая произведения из мировой литературы и кинематографа, оживляя их с помощью нового прочтения с еврейско-гомосексуальным акцентом. Наверняка вас удивит новая трактовка «Приключений Оливера Твиста», обвиняющая роман Чарльза Диккенса в явных антисемитских и латентных гомофобных предрассудках. В одном из эссе приводится в качестве яркого примера образ старого еврея Фейгина, содержащего воровской притон и отождествляемым писателем с самим дьяволом: во время знакомства с главным героем старик предстает на фоне пылающего очага с вилкой в руках. При этом внимательные читатели могут сделать вывод, что этот еврей, как кажется, стремится растлить не только душу, но и тело Оливера. Хотите еще узнать о подобных откровениях через призму творчества и поступков Марселя Пруста, Вуди Аллена, Жана Кокто и Барбары Стрейзанд? Тогда вам придется "выйти из своего внутреннего чулана, и взглянуть на мир под другим углом с помощью «Квир-теории и еврейского вопроса». В конце концов, ярые адепты рассуждений о сходстве еврейства и гомосексуализма не просто так утверждают: «Мы не можем обойтись без истории. А именно исто­рия... и есть то, что болит».

Читайте «Квир-теорию и еврейский вопрос» в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.

Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-5