Найти тему
Книги мои книги

Русский героический эпос

Здравствуй читательница (или читатель)! Я хотела бы представить сегодня Владимира Яковлевича Проппа — советского филолога, фольклориста, профессора Ленинградского университета, основоположника сравнительно-типологического метода в фольклористике и его труд «Русский героический эпос». Книга за которую я взялась в припадке саморазвития) Знаете, бывает такое, хочется узнать что-то новое, поднять культурный уровень. Увидела анонс этой книги в одном ТГ канале и решила прочесть. Надо сказать не пожалела, хотя и не дочитала пока) Есть такие книги, которые читаешь залпом, не смотря ни на что. А есть такие, к которым нужно особое настроение, отсутствие фонового стресса. Я думаю эта книга именно такая, сейчас, когда в моей жизни слишком много треволнений, мне сложно следить за суховатыми и академичными рассуждениями автора. Но к ней я обязательно вернусь. Еще один забавный момент: это советский научный труд, где в каждой главе вы встретите панегирики Советам, Марксу и Энгельсу) Причем это так неуклюже сделано, у меня создалось впечатление что автор, Владимир Препп, принес книгу на печать и ему сказали что-то вроде:»Хмм, достойный труд, но знаешь, в печать не выпустим пока не добавишь лести правящей партии». И Препп просто в рандомных местах вставил к месту и не к месту оды марксизму-ленинизму. Ну а что, такое время было!

Книга дает определение эпоса, его отличие от сказки и других форм. Автор опровергает теории 19 века в отношении русского эпоса, которые говорили о том что такие сложные произведения неразвитый русский народ создать не может (весьма унизительные заявления, кто кормил вообще этих ученых). Затем Препп показывает как с изменением общественного строя, общественных идеалов, представлений о хорошем и плохом, изменяются и сюжеты и мораль русского эпоса. Так, в догосударственное время основным сюжетом былин было добыча себе жены за тридевять земель, и связанные с этим приключения. Или возвращение жены, которую похитила какая-нибудь хтонь. Здесь герой еще не борется за мир во всем мире, или хотя бы в своей стране, так как понятия народной общности еще нет. Со становлением Киевской Руси сюжеты былин меняются на более социально-направленные. Это то место где я отложила вынужденно книгу) Но уверена что дальше много интересного. Автор свои мысли подтверждает конкретными былинами, именно на анализе конкретной былины, точнее на компиляции ее версий, строится рассказ. Это интересно читать даже хотя бы в целях расширения кругозора.

Заканчивая, хотелось бы попросить подписываться на меня)