«Среди заключенных, строивших в начале 50-х главное здание МГУ, был авиаконструктор. Он смастерил самодельный дельтаплан — и сбежал на нем...». Это — начало известной легенды о строительстве университета. По одной из версий, беглеца потом привезли к Сталину, и вождь назначил его на высокий пост. Но могла ли такая история произойти на самом деле?
Когда строили главное здание МГУ , то строили его, по легенде, зэки - политзаключенные. И среди этих политзаключенных оказался авиаконструктор. И этот авиаконструктор, вместе со своими товарищами, смог набрать подручных материалов — фанеры, брезента, досок, гвоздей, и из них сколотить фанерный планер. Они провели небольшую рекогносцировку погоды ( то есть рассчитали розу ветров, провели небольшую предварительную разведку, и, по сути дела это была индустриальная операция в условиях зэковской зоны).
По словам выпускника биофака МГУ Александра Ермакова, который долгие годы собирал легенды, популярные среди студентов — у истории есть несколько продолжений:
В итоге этот авиаконструктор спрыгнул с главного здания МГУ и полетел в сторону Лужников. В принципе, все шло хорошо, перелетел он Москва-реку и долетел до Лужников, но в последний момент подул резкий порыв ветра, его планер накренился, он упал с довольно большой высоты и сломал ногу. По одной из версий легенды: НКВДшники, которые начали за ним погоню, его поймали. Они привезли его лично к товарищу Сталину, потому что товарищ Сталин, когда узнал об этом побеге, захотел этого человека увидеть. И когда он его увидел, поговорил с ним, то сказал, что этот человек гениальный конструктор и попросил в срочном порядке разобраться с его делом и освободить этого человека из заключения как можно быстрее, организовать авиаконструкторское бюро, поставить его во главе этого авиаконструкторского бюро. Потом этот человек долгое время возглавлял секретное авиаконструкторское бюро, участвовал в создании самолетов и крепил, так сказать, авиационную мощь нашей великой родины.
Есть более трагичная версия легенды — что когда привели этого человека к товарищу Сталину, то Сталину это самоуправство не понравилось, и он сказал — расстрелять этого товарища, и этого товарища расстреляли. Что же там было на самом деле — никто не узнает, теперь это легенда.
Кто-то говорит, что человеку, смастерившему дельтаплан, удалось перелететь на другой берег Москва-реки и благополучно скрыться. А кто-то — что охранники расстреляли его еще в воздухе, когда смельчак прыгнул с крыши.
Но правда ли такая история могла произойти? Как строили одну из самых известных сталинских высоток — МГУ — рассказывает блогер и экскурсовод Светлана Килина:
Не только об МГУ, но и обо всех высотках есть обязательно рассказы о тысячах замученных людей, которые замурованы в фундамент, а те, кто не замучен — ловили злых прорабов и замуровывали их на верхних этажах. Какую высотку не коснись — в ней обязательно есть такая история. Здесь у нас есть документы поговорить о том, кто строил высотки. Это послевоенное время... В это время в Москве еще привлекаются к строительным, а особенно к земельным работам. На создание котлованов — пленные немцы. И это вполне логично и принято во всём мире. А говоря о заключённых — нужно учитывать, что и заключенные есть разного порядка. Есть осужденные по 58-й статье как враги народа, а есть заключенные по бытовым статьям. И накануне того, как начинают строить высотки, в Советском Союзе происходит огромная амнистия по лагерям. И эта амнистия касается всех тех людей, которые обладают строительными специальностями.
По закону эти десятки тысяч амнистированных людей должны находиться в исправительно-трудовых лагерях. И нас не удивит ни на одну секунду, что адреса этих исправительно-трудовых лагерей будут совпадать не только с адресами высоток, но и с адресами многих крупных строек того времени.
Есть и сталинские высотки, которые заключенные никогда не строили.
Объект повышенной секретности — Министерство иностранных дел. А есть высотка гостиницы «Украина», которая строилась студентами, готовящимися принимать к себе гостей во время международного фестиваля молодёжи и студентов. Есть очень очень много разных факторов, но строили все — это были гигантские стройки, действительно, на Котельнической располагался лагерь смешанного типа, где проживали две тысячи заключённых. То есть очень очень много разных групп: спецконтингент, амнистированные, заключённые, профессиональные рабочие, студенты, движимые энтузиазмом.
Известно, что когда здание МГУ уже было частично построено, на двадцатых этажах был оборудован лагерный пункт: чтобы вести работы почти круглосуточно, не перевозить рабочих-заключенных к месту ночлега и сэкономить на охране. Вполне возможно, что кто-то и предпринимал попытки побега.
И все же: история с полетом на дельтаплане — байка ли это?
«Конечно, документов такого плана мы тоже найти не можем. Но когда мы говорим о таких историях, нужно рассматривать их как не то, что они отражают свершившийся факт. Представьте себе: лагерь, стройка, он обнесён забором, колючей проволокой, там стоят башни, часовые. Здесь есть огромное количество тех, кто контролирует ход работ. То, что они начали что-то строить, да еще и полетели — звучит очень сказочно».
Но такая легенда очень важна. Ведь городские легенды, да и любые другие — это отражение коллективного бессознательного. Это выражение того, чего хочет на самом деле душа народа. И вот такое коллективное бессознательное возникает во все времена.
В ужасное правление Анны Иоанновны в народе ходила легенда, что она уже встретила свою смерть — когда она была еще жива и была здорова, даже не больна. Вот во времена, когда все-таки страна была покрыта гулагом — возникают легенды о том, что люди улетают из него в лучший светлый свободный мир на дельтаплане. Именно это и есть отражение свободолюбивого духа нашего народа.