Найти тему
Ножи ручной работы

"Гранд" в полете. Часть 14.3

Итак, наступило время опробовать аэроплан в воздухе. Вначале Сикорский испытал на "Гранде" рулежку. Он выключал то левый, то правый двигатели и наблюдал, слушается ли самолет рулей. Невиданный аппарат носился по залитому талой водой аэродрому, поднимая каскады брызг. 15 марта, во время одной из пробежек, Сикорский слегка взял штурвал на себя и впервые почувствовал самолет в воздухе. Полет длился только несколько секунд. На следующий день конструктор совершил два подлета на небольшой высоте о чем тотчас же сообщила ведущая российская газета "Новое
Время". Вскоре оттепель вывела аэродром из строя, но на помощь Сикорскому пришли военные, которые предложили продолжить испытания самолета на Комендантском аэродроме в южной части С.- Петербурга.

  Полет
Полет

В апреле 1914 года Сикорский продолжил испытания. Самолет вначале летал только по прямой. Разбег составлял около 200 метров. 27 апреля авиатор совершил первый полет по замкнутому маршруту с экипажем и четырьмя пассажирами на борту. В мае аппарат переделали в четырехмоторный, с двумя толкающими винтомоторными группами.

С тех пор самолет "Грантом" больше не называли. Его официальное название стало "Большой Русско-Балтийский" или кратко "Большой". От старого названия оказались из патриотических соображений. Испытания "Большого" продолжались и 6 мая Сикорский совершил на нем очередной полет по кругу. Летчик опробовал отключение в воздухе двух моторов и самолет уверенно держался в воздухе на оставшихся двигателях. Теперь можно было демонстрировать самолет публике, в возможностях создания которого сомневались крупнейшие авторитеты. 10 мая Сикорский совершил первый внеаэродромный полет над всем С.-Петербургом.

  Над  С.-Перербургом
Над С.-Перербургом

Как писали газеты: "... полет вышел очень удачным, аппарат легко отделился от земли... и на высоте 400 метров направился к Гребному порту, оттуда к Исаакиевскому собору, затем пролетел над всем Невским проспектом, свернул к Знаменской площади, пролетел над Семеновским плацем, Царскосельским вокзалом и возвратился на Корпусной аэродром, где плавно опустился на место взлета. Полет продолжался полчаса". Испытания продолжались. Для вечерних полетов на балконе самолета установили прожектор.

   Прожектор  на  балконе  самолета
Прожектор на балконе самолета

Сикорский испытывал самолет на устойчивость в воздухе. Он совершал крутые крены и виражи, отключал двигатели в воздухе, изменял центровку, перемещая пассажиров в салоне самолета. Аппарат плотно сидел в воздухе и хорошо слушался рулей. Теперь о нем писали не только российские, но и зарубежные газеты, правда сообщения о создании в "лапотной" России летающего ЧУДА воспринималось многими как "газетная утка".

Для пропаганды своего любимого детища Сикорский стал катать именных пассажиров - известных летчиков, авторитетных ученых и политических деятелей.

  Гости на  аэродроме
Гости на аэродроме

Среди пассажиров "Витязя" находился руководитель русской морской авиации капитан второго ранга Б.П. Дудоров. Морской министр вице-адмирал И.К. Григорович наблюдал полеты с земли. Начальник Морского ГШ князь А.А. Ливен сделал следующее заключение о самолете : "...морское министерство является в нем очень заинтересованным ... обладание таковым типом аэроплана даст по условиям морского дела значительное преимущество перед противником". Сикорский получает официальное предложение Флота о приобретении четырехмоторного гиганта в казну. Моряки намеревались укомплектовать "Витязими" формируемым на Балтийском и Черном морях гидроавиаотряды по шесть самолетов на отряд.

Но испытания были не закончены. Сикорский почти после каждого полета вносил изменения в конструкцию. Слишком хлипким оставался хвост самолета.

Хвостовая  часть  самолета
Хвостовая часть самолета

Скорость самолета не увеличивалась. Конструктор одним из первых в мире убедился, что тандемная установка винтомоторных групп невыгодна из-за вредного взаимовлияния воздушных винтов. Испытания на задних моторах новых винтов увеличенного диаметра и шага не привело к значительному увеличению тяги.

Хорошо  видны  задние  моторы
Хорошо видны задние моторы

Конструкторская мысль И.И. Сикорского работала и о её результатах вы узнаете в следующей части 14.4.

Понравилось - подписывайтесь, комментируйте, ставте лайки.

До встречи. (Фото взяты из открытых источников)