Найти тему
ТОП бизнес 2024

Партизанский маркетинг - виды и примеры, как он работает

Успешный бизнес немыслим без постоянного привлечения новой аудитории. Но обычная реклама зачастую теряется среди огромного информационного потока. Поэтому предприниматели ищут нестандартные методы рекламы. На войне все средства хороши – эта фраза полностью описывает партизанский маркетинг. О том, что это такое и как работает, поговорим сегодня.

Сущность партизанского маркетинга

В 1984 году американский маркетолог Д.К. Левисон ввел понятие «guerrilla marketing», что дословно и означает «партизанский маркетинг». Его сущность состоит в применении малобюджетных способов для продвижения и рекламы своего дела. Однако со временем изначальное понятие несколько изменилось, и к ПМ теперь также относятся методы, не требующие финансовых расходов.

Партизанский маркетинг опирается на следующие принципы:

  • Обратная связь с аудиторией, старание быть с ней на одной волне;
  • Воздействие на бессознательную область головного мозга;
  • Ориентация не только на получение прибыли, но и на заботу о потребностях своего клиента;
  • Активное использование технологий;
  • Применение всевозможных маркетинговых инструментов одновременно.

Чем отличается от других маркетинговых методов

Предприниматели, особенно начинающие, не всегда располагают достаточными финансами, чтобы вложить их в рекламу. Особенности партизанского маркетинга – это:

  • Маленький бюджет, либо вообще его отсутствие;
  • Направленность на узкую аудиторию;
  • В основе маркетинга лежит креатив, юмор и внезапность;
  • Большая эффективность.

Именно эти особенности и выделяют guerrilla marketing среди других маркетинг-методов.

Кому надо использовать партизанский маркетинг

В начале этот метод маркетинга использовался предприятиями малого бизнеса. Но как только он на практике доказал свою эффективность в привлечении клиентов, способ взяли в работу средние и крупные компании.

Для начинающего и пока еще маленького бизнеса партизанский маркетинг – это самый выгодный и удобный вариант. Ведь нестандартные и запоминающиеся решения легко привлекут к себе внимание средств массовой информации. А это означает, что о Вашем бизнесе услышат и заговорят.

Но, несмотря на доказанную эффективность, guerrilla marketing не лишен недостатков и определенных трудностей, от которых, к сожалению, не застраховаться:

  • Во-первых, СМИ и аудитория может неверно интерпретировать Ваш посыл. Это грозит тем, что у потенциальных покупателей сформируется предвзятое мнение о Вашем товаре;
  • Во-вторых, при проведении эпатажных мероприятий или массовой расклейки рекламы появляется риск проблем с местными властями;
  • В-третьих, план по проведению уличной акции может сорваться из-за неподходящих погодных условий.

Виды партизанского маркетинга

Условно партизанский маркетинг делится на несколько подвидов. Но каждый из них объединяет главная цель – вызвать у целевой аудитории сильные эмоции. Причем это может быть не только радостное удивление или смех, но и страх, шок.

Вирусный контент

Свое название этот подвид партизанского маркетинга получил благодаря своему действию, подобному распространению вируса. Он быстро захватывает множество людей, вызывая сильный эмоциональный отклик. В качестве вирусного контента, как правило, выступают:

  • Посты в соцсетях.
  • Видеоролик, залитый на «YouTube».
  • Статьи на собственном сайте.

Надо удивить публику, вызвать бурные обсуждения в сети, «быть на волне» с текущими событиями в мире. Однако при формировании подобного контента важно не скатиться до уровня пошлости. Целью вирусного поста или видеоролика является появление на экранах тысяч пользователей, а не засорение новостной ленты двусмысленными и низкосортными вещами.

Еще один момент: в качестве тематики нельзя брать то, над чем шутить не надо. Это все, что касается религии, национальностей и т.п. Это не только отвернет от Вас большую часть аудитории, но и порой грозит уголовной ответственностью.

Скрытый маркетинг

По-другому эту технологию называют нативной рекламой. Благодаря косвенному воздействию на людей, товар рекламируется ненавязчиво и тем самым снижает сопротивляемость к осуществлению покупки. Путями воздействия являются, например, отзывы от потребителей (реальные, а не фальшивые!), обзоры  или комментарии к товару. А каналами реализации и привлечения могут стать соцсети, блоги или форумы.

Еще несколько типов скрытого партизанского маркетинга – это случайное упоминание товара какой-нибудь известной личностью, распространение слухов, сарафанное радио.

Главное преимущество скрытого маркетинга состоит в том, что он не вызывает резко негативных эмоций у людей, не раздражает их как реклама, которую ежечасно крутят везде, где только можно. Но, конечно, проницательные и внимательные клиенты все равно чувствуют уловку.

Ambient Marketing

Эмбиент-маркетинг – направление, использующее элементы окружающей обстановки как канал коммуникации с аудиторией. Этот относительно молодой партизанский метод быстро завоевал известность в предпринимательской сфере. В качестве наглядного примера ambient marketing выступают:

  • Брендированные общественные скамейки, остановки и порой целые улицы. А в новогоднее время в качестве объекта для нанесения интересной рекламы выступают даже большие подставки для елок.
  • Рисунки на зданиях, бордюрах, асфальте и везде, где возможно. Однако здесь надо точно знать, где рисовать можно, а где – нет. Иначе от штрафа предпринимателю не спрятаться.

Пока что такой вид маркетинга непривычен для российского предпринимательства, однако постепенно развивается и обретает известность.

Эпатаж

Его тоже можно отнести к вирусному контенту. Эпатажный партизанский маркетинг обычно манипулирует откровенно сексуальными темами. И при правильном применении это имеет эффект. Разумно использовать эпатажные методы продвижения, если:

  • Взаимодействие Вашего бренда с аудиторией изначально подразумевает эпатажное общение. Как правило, подходящей для этого аудиторией является молодежь.
  • Ваш товар недорогостоящий.
  • Ваша компания совсем недавно появилась на рынке и еще не заявила о себе.

Но если перегнуть палку, Вы рискуете запятнать репутацию своего бизнеса и сформировать негативное представление о ней в глазах аудитории. Поэтому не отступайте от единственного правила - соблюдать разумные границы.

Life Placement

Еще одна технология, применяемая в партизанском маркетинге, целью которой по-прежнему является скрытое продвижение товара. Завуалированная реклама способом Life placement напоминает профессиональную  театральную постановку. Нанимаются актеры, выбирается людное место или мероприятие. И тогда начинается незамеченная невооруженным глазом игра: актеры разыгрывают перед потенциальными покупателями положительные эмоции по поводу покупки Вашего товара, хвалят его. Или мелькают перед людьми, радостно неся коробку с Вашим продуктом.

Партизанская технология Life placement действует ненавязчиво, издалека. Однако практика в полной мере доказала ее эффективность.

Сотрудничество (коллаборации)

Это формат взаимодействия, подразумевающий сотрудничество двух сторон. Естественно, выгодное для каждой из них. То есть две компании объединяются, чтобы совместными усилиями создать мощную рекламную акцию и заинтересовать аудиторию.

Этот тип партизанского маркетинга, как и другие, перечисленные в статье, достаточно эффективен. Обе сотрудничающие компании повысят доверие и спрос на свой продукт, займутся привлечением потока новых покупателей. Лучше выбрать в качестве партнера того, кто уже сформировал определенный имидж и наработал репутацию. Однако важно, чтобы Ваше предложение заинтересовало их. Поэтому досконально обсудите с потенциальным партнером все детали совместной работы, задачи и действия, обозначьте, какие выгоды в будущем получит каждая из сторон.

Рекомендации

Это называется сарафанное радио. Удовлетворенные клиенты, которые купили Ваш товар, сами будут распространять о нем информацию: рекомендовать друзьям, родственникам, коллегам. Естественно, при условии, что Ваш продукт действительно хорош и изготовлен качественно.

В большинстве случаев, новые покупатели, которые вдохновились рассказами Ваших предыдущих клиентов, заведомо будут настроены на покупку. А дальше все произойдет по цепной реакции: они расскажут о Вашем товаре другим людям и таким образом приведут к Вам новую аудиторию.

Методы партизанского маркетинга

Методы партизанского продвижения имеют разницу в зависимости от места их использования (реальность или Интернет). Но их действенность зависит от характера и уровня спроса на Ваш товар. Если Вы только пытаетесь раскрутить бизнес и поднять спрос, партизанские способы маркетинга – Ваш лучший помощник в этом деле.

Партизанские методы вне сети - это:

  • Сотрудничество с компаниями, имеющими схожую с Вашей целевую аудиторию;
  • Создание из обычной вещи нестандартной (с намеком на рекламу Вашего товара);
  • Организация интересных мероприятий с привлечением СМИ;
  • Раздача брендированного товара.

В Интернете партизанские методы маркетинга выражаются:

  • В выкладывании вирусного контента;
  • В проведении опросов, игр, розыгрышей и т.п.;
  • В написании сообщений и интересных постов в соцсетях;
  • В снятии и выкладывании видеороликов.

Партизанский маркетинг в интернете

Интернет стал чуть ли не главной составляющей современного бизнеса. Партизанская онлайн реклама активно используется предпринимателями на просторах всемирной сети. Чтобы она принесла пользу, надо правильно ее составлять и расставлять. Площадки, на которых компания может заявить о себе – это разные сообщества, групповые чаты, форумы. Но выбирайте в качестве площадок для размещения те, на которые заходит Ваша целевая аудитория. Надо быть в курсе всех мировых трендов и событий.

Не пренебрегайте и взаимной рекламой с партнерами: эта взаимовыгодная сделка порой намного действеннее, чем кажется на первый взгляд.

А для бизнеса, работа которого полностью ведется через Интернет, малозатратный и эффективный партизанский маркетинг предоставляет еще больше возможностей. Среди них:

  • Распространение ссылки на Ваш сайт;
  • Рост трафика;
  • Возможность использовать таргетированную рекламу;
  • Проще наладить взаимодействие и общение с пользователями.

Конечно, работа в интернет-пространстве почти невозможна без негативных и осуждающих комментариев со стороны пользователей. Написать гневный отзыв, прячась за монитором, легко, а репутацию восстановить будет труднее.

"Партизанские" акции

Акция – еще один прием партизанского маркетинга. Такое мероприятие должно быть разовым и запоминающимся. Повторение одного и того же не принесет результата.

Акция может быть реализована как распродажа или раздача подарков, как конкурс, розыгрыш или аукцион и т.п. То, какой конкретно вид рекламной акции Вы устроите – зависит только от Вашего собственного решения. Чтобы партизанская акция не потерпела крах, надо придерживаться проверенных правил ее проведения:

  • Сильная маркетинг-идея, лишенная штампов и стереотипов;
  • Простой и понятный смысл акции. Не мудрите и не усложняйте;
  • Не надо злоупотреблять креативом и тем более эпатажем;
  • Совпадение смысла акции и направления работы компании. То есть, к примеру, девушки в купальниках могли бы раздавать скидочные купоны автомобильного салона, но никак не юридической фирмы;
  • Простые условия участия, обращение именно к целевой аудитории.

Главные тенденции в партизанском маркетинге

В сущности, главное стремление «партизан» - это повышение эффективности рекламного материала при помощи нестандартных и персонализированных подходов. Реклама создается детально, а ее идея продумывается таким образом, чтобы максимально воздействовать на целевую аудиторию и зацепить каждого человека.

Некоторые методы партизанского маркетинга неизбежно трансформировались со временем, а потом стали появляться и новые – подрывные акции, флэшмобы, граффити.

Тенденции партизанского продвижения довольно интересны предпринимателям, потому что:

  • Это дешево. Сама сущность партизанского маркетинга подразумевает минимальные финансовые расходы, либо полное их отсутствие.
  • Вы быстро получаете результат..
  • Не надо участвовать в рекламной гонке. Партизанский маркетинг исключает появление конкурентов.

Эффективность малозатратного партизанского маркетинга возросла, как только начал свое активное развитие Интернет, мобильная связь. В российскую предпринимательскую среду это понятие вошло прочно: практически каждая компания так или иначе пользуется партизанскими способами продвижения своего бизнеса.

Примеры партизанского маркетинга в России

Один из известных примеров подобного маркетинга – это билборд с рекламой автомобиля марки «Фольксваген», который намеренно был установлен под углом в сорок пять градусов. Такой рекламный ход одновременно продемонстрировал достоинств машины (способность подъема на угол в 45 градусов) и привлек к себе внимание потенциальных покупателей.

Помимо плакатов на билбордах, в нашей стране активно используется реклама на остановках общественного транспорта и на самом транспорте.

Компания «Евросеть» в 2002 году отличилась проведением весьма эпатажной и провокационной акции. Ее суть состояла в том, что первые десять мужчин и десять женщин, которые зайдут в магазин полностью голыми, получает бесплатный мобильный телефон. И это сработало на ура: группа добровольцев сформировалась быстро, а продажи у магазина возросли в несколько раз.

Еще один пример малозатратного партизанского маркетинга в России – интернет-магазин, который увеличил продажи игрушечных хомячков благодаря залитому в сеть видеоролику, который стал вирусным. На нем говорящий хомячок передразнивает сотрудника дорожно-патрульной службы. Набрав пару миллионов просмотров, продажи игрушки возросли на глазах.

Дешево и сердито

Несмотря на то, что партизанский маркетинг не требует существенных финансовых расходов, это не делает его несерьезным и простым способом создать рекламу. На самом деле грамотно воспользоваться им труднее, чем платными методами. Ведь отсутствие денежной поддержки должно сполна компенсироваться качеством созданной рекламы. Поэтому так важно иметь четкий план и цель. Душевный подход с полной самоотдачей гарантирует Вам сногсшибательный эффект.

Больше интересных статей о бизнесе и бизнес-кейсах на сайте GrandActive