Республика Карелия имеет самую протяженную изо всех регионов РФ границу с ЕС и в то же время один из самых низких показателей плотности населения. Из 610 тысяч жителей Республики карелами считаются не более 45 тысяч. Остальные были ассимилированы русскими и финнами, значительная часть карелов с XVII века проживает на территории Тверской, Ярославской и Новгородской областей, где также постепенно вливается в состав русских. Так что же это за народ?
Откуда суть пошли карелы?
У карелов очень сложная и драматичная судьба. Начать с того, что историческим центром земель карелов являлась территория Карельского перешейка между Финским заливом и Ладожским озером. Ныне он административно входит в состав Ленинградской области, а ранее в составе Российской империи считался Старой Финляндией. А вот в самой Карелии карелы почти никогда не составляли большинства населения. Зато они активно смешивались здесь с другими финно-угорскими народностями (прежде всего, вепсами и лопарями), а также со славянами (новгородцами и поморами) и скандинавами (шведами).
Предки карелов пришли на территорию будущей Карелии сравнительно поздно (как и предки русских – на территорию будущей России или предки турков – на территорию будущей Турции). Здешние места стали заселяться людьми после схода ледников в VII-VI тысячелетиях до н.э. Мезолитические памятники VI-V тысячелетий до н.э. в районе островов Кижи и Южного Оленьего острова на Онежском озере относятся учеными к так называемой обонежской культуре. Вероятно, ее носители стали предками лопарей-саамов. 11 поселений V-IV тысячелетий до н.э. в южном Заонежье соотносят с культурой сперрингс. Памятники культуры ямочно-гребенчатой керамики IV тысячелетия до н.э., вероятней всего, принадлежали предкам финно-угорских народов.
Как и везде на планете, здесь шли сложные этнические процессы. Например, носители культуры асбестовой керамики, считающиеся лопарями-саамами, вроде бы не смешивались с финно-угорским населением. Саамы, живущие ныне на территории России, Финляндии, Швеции и Норвегии, вообще являются потомками древних пришельцев из Сибири, сохранившими до нашего времени монголоидную примесь. Однако каким-то образом они перешли на финно-угорское наречие, но при этом треть субстратной лексики в их языках не находит соответствия вообще ни в каких известных науке языках.
Аналогичным образом финно-угорское население переняло многие элементы материальной культуры ранних индоевропейцев, в частности пресловутые боевые топоры. Однако палеогенетики на основе анализа ДНК из древних могильников и у современных людей считают, что массового смешения фатьяновцев (ранних индоевропейцев – скорее всего протобалтов) и финно-угров не происходило. При этом антропологи выделяют европеоидный беломоро-балтийский тип, к которому относятся современные балты (литовцы и латыши), финно-угры (карелы, вепсы, часть коми, ижора), славяне (северные русские и белорусы). Значит, генетическое смешение индоевропейцев и финно-угров было, причем очень активное.
Историки склоняются к версии о том, что карелы выделились из состава другого финно-угорского племени – вепсов, когда в раннем средневековье мигрировали на северо-запад (возможно, под давлением славянской колонизации). Предками же вепсов (в русских летописях они известны как «весь») были носители дьяковской культуры. Она была широко распространена в раннем железном веке в Центральной России – достаточно сказать, что Дьяково городище, давшее название всей культуре, расположено на территории московского музея-заповедника Коломенское.
Есть основания предполагать, что ижора (финно-угорская народность, живущая на западе современной Ленобласти) – это в свою очередь люди, обособившиеся уже от карелов. Название этого народа обычно возводят к финскому Karja (домашний скот), а значит, карелы были прежде всего скотоводами, а не охотниками и рыбаками. То есть действительно их предки изначально могли жить в более южной лесостепной полосе.
Первые письменные упоминания
Первые письменные упоминания о карелах появляются довольно поздно. Так, применительно к VII веку во «Фрагменте о конунгах», основанном на утраченной скандинавской «Саге о Скьёлдунгах», сообщается, что конунг данов (датчан) Ивар Широкие Объятья пришел с войском «на восток в Кирьялаботнар» («Карельские заливы»). Под X веком в «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» также упоминается Кирьялаботнар, где правит некий Грим. То есть карелы, как и многие другие народы, испытывали натиск со стороны скандинавских викингов (их влияние зафиксировано археологами, в частности, в средневековой моде финно-угорских женщин).
«Баварский географ» 829-850 годов содержит сведения о жителях Приладожья под латинским названием liudi. О них скорей всего также упоминал арабский исследователь Ахмад ибн Фадлан, совершивший путешествие в 921-922 годах в Волжскую Булгарию и написавший о народе «лууд-аана». Правда, в обоих случаях неизвестно, шла речь о местных финно-уграх (карелах-людиках) или о славянах («людях» или лютичах – ранних западнославянских переселенцах с северо-востока современной Германии).
В Новгородской летописи карелы впервые упоминаются в 1143 году, как союзники Новгорода – в 1191-м. В новгородской берестяной грамоте, найденной в районе Нутной улицы (датируется 1065-1085 годами), содержится запись: «Литва пошла войной на карел» (то есть это, пожалуй, первое письменно зафиксированное военное столкновение между балтами и финно-уграми). Также известно о существовании у карелов войска, которое в 1187 году совершило поход на древний шведский торговый город Сигтуна. Считается, что именно из этого похода новгородцы привезли в качестве трофея выполненные в немецком Магдебурге знаменитые Сигтунские ворота.
Протогорода карелов
Средневековые городища карелов, известные современным ученым, можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Причем они возникли достаточно поздно по историческим масштабам – скорее всего, не ранее IX-X веков. Достаточно сказать, что скандинаво-славянское поселение (Старая) Ладога недалеко от впадения реки Волхов в Ладожское озеро (предшествовало Новгороду) существовало не позднее 750-х годов, а может быть, даже раньше.
Прежде всего, это Тиверское городище на реке Вуоксе (от него поныне сохранилось основание каменной стены), городок на месте крепости Корела (также известен под финским названием Кяккисалми и шведским – Кексхольм) в городе Приозерске на Ладожском озере, сторожевой пункт карелов на месте более позднего островного шведского замка у впадения Вуоксы в Финский залив (ныне центр Выборга) и гора Паасонвуори в деревне Хелюля недалеко от городка Сортавала на северном побережье Ладожского озера. Также известны карельские поселения вокруг этого озера: Кивеннала, Хямеэнлахти, Лопотти, Сур-Микли.
Финский археолог и этнограф Теодор Швиндт еще в 1880-90-х годах исследовал карельские грунтовые могильники. Затем полевые исследования вели финские ученые Арне Европеус, Карл Нордман, Элла Кивикоски (вела раскопки в 1938 году в Лапинлахти – сейчас Ольховка), Юлиус Айлио, а также советский археолог Нина Гурина. В 1970-х годах территорию Тиверского городища, крепости Корела и различные местонахождения на месте современного Приозерска исследовали Анатолий Кирпичников и Светлана Кочкуркина. В 1989-93 годах в крепости Корела вели раскопки российский археолог Александр Сакса и финская исследовательница Пирьё Уйно.
Тиверское городище располагалось в 30 км к юго-западу от современного Приозерска в районе одноименных порогов на реке Вуоксе. Оно было разорено шведами в 1411 году и более не восстанавливалось. Считается, что здешний карельский городок носил название Тиурин-линна (крепость на острове Тиурин) и был основан не позднее IX века. Он контролировал речной путь в сторону будущего Выборга, где также находились островной сторожевой пункт и городок карелов. Остров Тиурин имел длину 225 м и ширину 60 м. Стены шириной до 5 м и высотой до 2 м были сложены из гранитных валунов у самой воды по периметру острова. Поверху стены скорей всего шла деревянная изгородь. Внутри располагалось около 11 деревянных построек.
Укрепленное поселение на месте будущей крепости Корела на реке Вуоксе (Узерве) карелы основали на рубеже XII-XIII веков. Однако уже в 1295 году его заняли новгородцы, построившие свою цитадель. Аналогичным образом сторожевой пункт карелов в устье Вуоксы на Воловьем острове, ставшем потом известным как Замковый (размерами 122х170 м), был захвачен шведами во главе с Торгильсом Кнутссоном (регентом при малолетнем короле Биргере Магнуссоне) и перестроен в замок в 1293 году. Как сообщает «Большая рифмованная хроника» (или «Хроника Эрика») шведы взяли много пленных при захвате этой крепости. Новгородцы попытались отбить ее уже в 1294 году, но безуспешно – шведы обосновались здесь на ближайшие 400 лет.
Городище Хелюля к северу от Ладожского озера, заселенное карелами около X века, скорее всего было отнято ими у более ранних жителей – лопарей. Под натиском новгородской колонизации карелы двигались дальше на север, в свою очередь сдвигая с насиженных мест саамов. Раскопки на горе Паасонвуори, проводившиеся в 1978-80 и 2005-2006 годах под руководством Светланы Кочкуркиной, позволили вскрыть 7 фундаментов построек площадью по 40-50 кв. м с печами и очагами, а также остатки кузнечной и гончарной мастерских. Были обнаружены предметы ювелирного, кузнечного и керамического ремесла X-XIII веков, а также могильник рубежа X-XI веков.
Помимо могильников и городищ, ученые обнаружили культовые камни и каменные кучи. Жертвенные камни обычно представлены так называемыми чашечниками – в них выдолблены углубления для принесения в жертву богам молока, зерна и пр. Подобные культовые камни известны также у финнов, эстонцев, древних мерян, литовцев… Каменные кучи имеют диаметр 3-5 м и высоту до 1,5 м. Их можно встретить у поселков Яркое, Ольховка, Мельниково Приозерского района.
Отношения карелов с другими народами
По результатам находок в приладожских курганах X-XIII веков в ходе археологических раскопок, проведенных в 1929-30 годах И.В. Равдоникасом и в 1947 году А.М. Линевским на территории между Ладожским и Онежским озерами, ученые выяснили, что здесь жили прибалтийские финно-угры – вепсы. Позднее к ним добавились славяне и скандинавы, и это смешанное население в дальнейшем влилось в состав карелов.
Известно, что карелы враждовали с еще одним финно-угорским племенем – хямэ (в русских источниках оно было известно как «емь»). Впоследствии оно влилось в состав финского народа, наряду с племенем суоми (сумь). Вместе с новгородцами карелы совершали походы на емь в 1143, 1187 и 1191 годах.
Огромную роль в установлении контроля над карелами со стороны славян сыграла их христианизация (как и везде). В 1227 году отец Александра Невского - Ярослав Всеволодович крестил карелов в православный вариант христианства. Однако фактически приладожские карелы в своей массе продолжали быть язычниками. Будучи новгородским князем, Ярослав Всеволодович (как и Александр Невский, он родился в Переславле-Залесском) водил новгородцев походом на емь в том же 1227 году.
Очень интересная находка – новгородская грамота 1238-68 годов, содержащая надпись на карельском языке русскими буквами: судя по всему, речь в ней идет то ли о заклинании от молнии, то ли о клятве и совершении сделки. В целом, около десятка грамот XI-XV веков имели отношение к карелам. Основная их часть была найдена на территории усадьбы боярской семьи Мишиничей – Онциферовичей на левой (Софийской) стороне.
Представители этой семьи занимались сбором государственных доходов в Корельской земле около 50 лет. (Корельская земля упоминалась как обособленная территория Новгородской Руси с 1270-х годов). В одной из грамот XIV века в перечислении карелов-должников упоминаются как крещеные в христианство (с именами Филип, Захарий, Микита), так и сохранившие исконные финно-угорские имена (Икагал, Иголай, Леинуй).
В XIII-XIV веках карелы выступали против шведов вместе с новгородцами. В 1295 году шведы совершили поход вглубь Карельского перешейка, в ответ на что новгородцы построили к 1310 году новую деревоземляную крепость на месте бывшего карельского городища Корела. По Ореховецкому мирному договору 1323 года основные карельские земли оставались под контролем Новгорода, однако шведам отошли карельские погосты Саволакс, Эюряпяя, Яскис (так называемая немецкая сторона). В 1478 году Корельская земля вошла в состав Вотской пятины Новгородской земли (от названия другого финно-угорского племени – водь, или вожане), а впоследствии была присоединена к Московскому государству
К XIV веку отдельные группы карелов расселились от Белого моря (устье Северной Двины) до Ботнического залива. На рубеже XIV-XV веков были основаны и начали миссионерскую деятельность Валаамский и Коневецкий монастыри. Но еще во второй трети XVI века митрополиты Макарий и Феодосий отмечали, что карелы практиковали двоеверие (шаманы нарекали новорожденных еще до их крещения).
Также на канале:
Необычная экотропа на острове Твердыш из парка Монрепо
История современного Электроника из Выборга
Малоизвестные факты о Рускеальском мраморном месторождении
Великолепный Горный парк Рускеала
Русские князья и финно-угорские "аборигены"
Кашира - славянская колонизация финно-угорских земель
Тарту - германская колонизация финно-угорских земель
Музей финно-угорской культуры в Тарту
Первые европейцы в России - кто они?
Первая столица Руси - Старая Ладога
Дьяково городище в московском музее-заповеднике Коломенское