Помимо всем известных реактивных Ме-262 советские пилоты претендовали на сбитый реактивный бомбардировщик "Арадо" Ar-234. Известный летчик дважды Герой Советского Союза Ворожейкин, в мемуарах "Солдаты неба" красочно описал этот случай:
"Под нами необычно быстро скользит какой-то самолет. Глаза крепко вцепились в него. Под крыльями вижу четыре спаренных двигателя. Реактивный. О таком самолете приходилось слышать. «Арада», истребитель-бомбардировщик. На нем четыре тридцатимиллиметровые пушки и могут быть ракеты. Скорость машины около девятисот километров в час. Это последняя новинка гитлеровской военной техники. Хотя мы и летали на самых лучших «яках» - Як-3, но они поршневые и уступают немецким реактивным в скорости километров на двести. Старыми приемами этого фашиста не возьмешь. Опыт подсказал, как лучше его атаковать.
«Арада» несется навстречу. У меня высота шесть километров. Когда реактивный противник будет передо мной под углом сорок пять градусов, пойду отвесно вниз и там перехвачу его.
Как всегда, «як» легко, точно игрушка, перевернулся и отвесно пошел к земле, быстро набирая скорость. Враг оказался сзади. Почему бы ему не изловчиться и не ударить меня из четырех пушек, а может, еще и из ракет? Ему стоит только поднять нос, и он, имея огромную скорость, сразу настигнет меня. И я резко кручу машину на пикирование, чтобы посмотреть, как реагирует на меня «Арада».
Самолет по-прежнему летит низко и скоро обгонит меня. Здесь-то и должен я его подловить. И снова кручу машину, «як» повинуется с трудом, как бы жалуется: «Хватит меня, испытывать» - и рвется выйти из пикирования. Я крепко держу его, продолжая терять высоту. Стрелка прибора скорости уже вибрирует на круглой и опасной цифре – «семьсот». И мой «як», словно отрешившись от жизни, потерял резвость и уже не рвется вверх, в небо, а с холодной обреченностью идет к земле. Машина не рассчитана на такую большую скорость: может развалиться. А если хватит прочности, не выйдет из пикирования: засосет. С полным напряжением мышц начинаю выводить. Слушается туго, но слушается. Правда, в глазах темнеет от перегрузки, но я по опыту знаю, это пройдет, стоит только ослабить давление на ручку. Еще небольшое усилие. Только бы выдержал «як»! Должен! Так мне хочется. И я тяну. Хотя в глазах ночь, но чувствую, все в порядке.
«Як» молодец, выдержал! В глазах проясняется, вижу горизонт, небо, землю. Здесь где-то должна быть «Арада». Вот она! Рядом. Рассчитал удачно. И тут случилось то, чего я перестал уже опасаться. Раздался взрыв, удар по голове. Я захлебнулся от чего-то густого, холодного. В глазах опять потемнело. Сознание четко отметило: это последняя атака. Разрыв снаряда в кабине... Но почему обдало холодом, а не жаром и я не чувствую ни боли, ни палящего огня? Рассыпался самолет?.. Однако передо мной снова небо, земля, горизонт и «Арада». Мой «як» цел. А взрыв, удар?.. Вот оно что - сорвало с кабины фонарь, и холодный воздух хлестнул в лицо. Беру «Араду» на прицел!
Вот неудача. Уже далеко, могу не попасть. Стреляю. Великолепно! Шнуры трассирующих снарядов и пуль догнали противника и впились в его тело. Из «Арады» брызнули искры, огонь, повалил густой дым, и самолет скрылся в берлинской гари".
Этот самолет Ворожейкину все же не засчитали, к тому же он и не утверждает в воспоминаниях, что точно его сбил.
30 апреля 1945 г. в Берлине совершил самоубийство Гитлер. Тем не менее уцелевшие пилоты реактивной авиации люфтваффе продолжали сражаться до последнего дня войны.
Один из летчиков 41-го гвардейского истребительного авиаполка вспоминал:
"Мы были уже в Германии, относительно недалеко от Дрездена. Смотрим, летит через наш аэродром. Видим совершенно незнакомый самолет, и летит быстро. Он «ходил» на автостраду и «лупил» по скоплениям автомобилей. (Говорят, много пожёг.) И возвращается через наш аэродром. И вот нам поставили задачу, барражировать над аэродромом, а вдруг подвернётся шанс это немца атаковать. Ну, то что его «Лавочкин» не догонит, это было понятно, но вдруг в пикировании, да немец зазевается… Хоть попугать.
Так я несколько таких вылетов сделал, конечно, никого не сбил, но немец летать перестал. Потом как-то днём смотрим, опять летит. Уже пролетел мимо аэродрома, потом развернулся и обратно. Смотрим, он пикирует всё круче и круче. Потом как даст по нашей стоянке залпом ракет. Треск, грохот… Весна уже была, сухо, трава загорелась. Он один заход сделал и ушёл.
Мы перепугались – бегом к самолетам, не дай Бог разнёс! Оказалось, что самолеты все целы, но погиб мой механик Коваленко. Голову ему буквально развалило".
Действительно это похоже на обстрел ракетами Ме-262.
Утверждается, что в апреле 1945 г. капитан Егорович командир эскадрильи 402-го истребительного авиаполка из 37-мм пушки своего Як-9Т сбил Ме-262.
Но официально реактивный истребитель ему не засчитали. Он не упоминается в наградных документах, в том числе в представлении к званию Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза летчик-штурмовик Драченко вспоминал в книге "На крыльях мужества", что в апреле 1945 г. он уничтожил Ме-262.
Началось все с того, что реактивные истребители приноровились перехватывать Ил-2, командир корпуса приказал, пресечь эти наскоки. Решили два штурмовика подставить немецким истребителям как легкую добычу. В воздух Ил-2 поднялись с полным боекомплектом, но без бомб, в роли охотников выступали Як-3, они набрали высоту 5 000 м. Штурмовик стал ходить над аэродромом. Вскоре появились два Ме-262. Ведущий пошел в атаку. Драченко сманеврировал и дал по нему пушечную очередь. Сверху свалились советские истребители. Атакующий "мессер" смог уйти вверх, а второй не успел. Фашисту пришлось катапультироваться.
Рассказ Драченко не слишком достоверен, не указаны ни дана, ни фамилии летчиков, которые участвовали в охоте, катапульты у Ме-262 не было.
В "Красной Звезде" писали, что за неделю до конца войны, 19-летний лейтенант Охлобыстин сбил Ме-262.
Также писали, что 3 мая неизвестный пилот таранил Ме-262 в районе Бауцена и погиб при этом.
Оба эти случая, вероятно, выдуманы журналистами.
Летчики 16-го гвардейского истребительного авиаполка майор Еремин и капитаны Старчиков и Трофимов провели бой с Ме-262, но сбить его не смогли. Трижды Герой Советского Союза полковник Покрышкин в своим мемуарах "Небо войны" вспоминал, что встретил реактивный Ме-262 над Прагой, но немец беспрепятственно ушел.
Какие-либо подробные сведения из немецких документов почерпнуть не удастся, потому что их сохранилось крайне мало.
Известно, что 1 мая группы Ме-262 из KG(J)6 и KG(J)51 действовали западнее Котбуса. С 1 по 5 мая 7 Ме-262 из I./KG(J)51 совершали налеты на советские войска на подступах к Праге.
4 мая KG(J)54 атаковала советские танки. Примерно тогда пропал без вести унтер-офицер Руппрехт, подробностей его пропажи нет.
6 мая летчики KG(J)51 под командованием капитана Абрахамчика, проштурмовали советские танки, части власовской армии и чешских повстанцев в предместьях Праги. Погиб лейтенант Шиммель.
7 мая в районе Праги погибли обер-лейтенант Шротманн и унтер-офицер Пёлиг. Правда, не известно, погибли они за штурвалом истребителя или в наземном бою.
Также в мае произвести последние боевые вылеты Ме-262 из KG(J)6/Gefechtsverband Нogeback, каких-либо подробностей не сохранилось. Известно лишь то, что они работали против танков. 8 мая они уничтожили последний Т-34.
Потом на аэродром ворвались красноармейцы, наземный персонал едва успел сжечь все исправные Ме-262.
После полудня того же дня оставшиеся исправными "Мессершмитты" из KG(J)54 расстреляли последние боеприпасы по наступающим на Прагу советским войска, потом улетели на Запад, сдаваться американцам.
Полетели сдаваться на Запад 5 летчиков из JG.7: Штеле, Дорн, Фрёлих, Энглер и Шёпплер. Причем Штеле в 15.30 почти сразу после взлета, сбил в районе Эрцгебирге (Крусны горы) "Аэрокобру" 129-го гвардейского истребительного авиаполка, ее пилот младший лейтенант Степанов погиб.
Это была последняя воздушная победа люфтваффе и что символично была одержана на реактивном самолете.
Точно неизвестно сколько сбили советских самолетов пилоты реактивных Ме-262, сколько техники они уничтожили на земле. Нет точных данных о количестве "Мессершмиттов", которых сбили зенитки и советские летчики.
По результатам боев с реактивной авиацией советские штабисты сделали следующие выводы:
"Проведенные воздушные бои показали, что реактивный самолет Ме-262 имеет большое преимущество в скорости, которая достигает 850 км/час. Воздушного боя на виражах не ведет: уходит только по прямой. Стремится атаковать наши самолеты первым и внезапно.
Произвести атаку по Ме-262 внезапно, даже в то время, когда он производит штурмовку, почти не удавалось, это свидетельствует о том, что летный состав на этих самолетах имеет большой летный опыт. Слабыми сторонами Ме-262 являются: малый запас горючего и то, что самолет все эволюции делает очень плавно-полого.
Наилучший способ атаки самолета Ме-262 – снизу сзади на кабрировании с хорошей разгонной скоростью, порядка 650 км/час. Атаки должны производиться внезапно, огонь открываться с возможно близких дистанций.
...Ограниченное применение противником новой авиационной техники в Берлинской операции (самолетов с реактивными двигателями) показывает, что противник не располагал достаточным количеством этих средств, а ограниченное применение их никакого практического значения в операции не имело".
Реактивные Ме-262 появились слишком поздно, чтобы что-то кардинально изменить.
Спасибо за прочтение.
Предыдущие части.
Советские асы против реактивных истребителей Ме-262. Часть 1.
Советская авиация против реактивной авиации Гитлера. Часть 2.
ВВС Красной Армии против фашисткой реактивной авиации. Часть 3.
Источник: О. Каминский В схватках с последней надеждой фюрера. Быков М. Сбить реактивного мессера. Наследие врага Маленькие истории.