в этой статье мне бы хотелось рассказать об уставе Вологодской области. Я считаю , что житель 35 региона обязан знать о своих законах, а те, кто не является жителем Вологодской области посмотрят, по каким принципам и правилам в других регионах.
Устав Вологодской области принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 3 октября 2001
Устав Вологодской области состоит из 13 глав. В первой главе рассматриваются основы правового статуса Вологодской области, такие как определение и изменение статуса Вологодской области (статья 1), символика области (статья 2) взаимоотношения области и Российской Федерации(статья 3) предметы ведения области и полномочия органов государственной власти области (статья 4) нормативные правовые акты области (статья 6) отношения области с другими субъектами Российской Федерации, международные и внешнеэкономические связи области.
В статье 10 описано административно-территориальное устройство области Вологодская область включает: районы - Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский. Города областного значения - Великий Устюг, Вологда, Сокол, Череповец.
В главе 3 описывается Экономическая и финансовая основы области
Основные виды деятельности , входящие в состав Экономики Вологодской области
При осуществлении экономической политики область исходит из признания единства экономического пространства Российской Федерации и обеспечивает на своей территории равенство всех форм собственности, свободное перемещение товаров, финансовых средств, иного имущества, работ и услуг. Экономическая политика области основывается на началах поддержки конкуренции , свободы экономической деятельности в интересах населения области и с учетом общегосударственных потребностей и направлена на обеспечение:
экономического роста, являющегося основой для эффективной занятости, повышения уровня и качества жизни населения;
содействия развитию предпринимательства;
привлечения инвестиций, способствующих социально-экономическому развитию; (В редакции Закона Вологодской области от 29.01.2010 № 2207-ОЗ)
относительного выравнивания условий для социально-экономического развития муниципальных образований и создания равных возможностей для реализации прав и законных интересов всего населения области;
экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов;
повышения эффективности управления государственной собственностью области.
Глава 4. Основы социально-культурной политики области
В статье 31 описывается социальная защита населения области
Органы государственной власти области определяют политику в сфере социальной защиты населения, основываясь на следующих основных принципах:
содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;
предотвращения снижения доходов малоимущих групп населения за счет реализации системы адресной социальной помощи;
предоставления мер социальной поддержки категориям граждан, определенным федеральными законами и областным законодательством; (В редакции Закона Вологодской области от 23.06.2005 № 1299-ОЗ)
повышения качества и расширения сферы социальных услуг, предоставляемых в надомных условиях нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам;
развития сети стационарных и полустационарных учреждений социальной защиты;
обеспечения необходимых условий для реализации семьей своих функций и повышения качества жизни семьи;
развития реабилитационных форм работы с инвалидами и другими категориями граждан.
Статья 32. Организация охраны здоровья населения области
В главе 5 описывается информация о Губернаторе области
Губернатор области является высшим должностным лицом области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области. (В редакции Закона Вологодской области от 27.06.2017 № 4161-ОЗ)
Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. (в ред. Закона области от17.12.2020 № 4831-ОЗ)
Порядок проведения выборов Губернатора области определяется законом области.
Губернатор области вступает в должность не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов с момента принесения им населению области присяги на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу области следующего содержания:
"Вступая в должность Губернатора Вологодской области, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Вологодской области".
В главе 6 описывается Законодательная (представительная) власть области.
В статье 42 описан орган законодательной власти области – Законодательное Собрание области
Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.
Законодательное Собрание области осуществляет свои полномочия самостоятельно в соответствии с конституционным принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В структуру Законодательного Собрания области входят Председатель Законодательного Собрания области, заместители Председателя Законодательного Собрания области, коллегия Законодательного Собрания области, постоянные комитеты Законодательного Собрания области. (В редакции Закона Вологодской области от 23.06.2005 № 1299-ОЗ; от 11.01.2016 № 3853-ОЗ, изменения настоящей части в редакции указанного закона вступают в силу с 1 января 2016 года)
Законодательное Собрание области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Порядок деятельности Законодательного Собрания области определяется федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами области, Регламентом Законодательного Собрания области.
В статье 43 описано Формирование Законодательного Собрания области
Законодательное Собрание области состоит из 34 депутатов, Срок, на который избираются Законодательное Собрание области одного созыва и депутаты Законодательного Собрания области одного созыва, составляет 5 лет, Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания области определяется законом области, Законодательное Собрание области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов, Срок полномочий Законодательного Собрания области одного созыва - 5 лет. Полномочия Законодательного Собрания области одного созыва начинаются со дня первого заседания сессии Законодательного Собрания области очередного созыва и прекращаются в день первого заседания сессии Законодательного Собрания области следующего созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47 настоящего Устава
В главе 7 описывается Исполнительная государственная власть области
Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной государственной власти области входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, Финансирование органов исполнительной государственной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета.
Правительство области - постоянно действующий коллегиальный орган. Губернатор области самостоятельно определяет персональный состав Правительства области, осуществляет руководство деятельностью Правительства области.
В главе 8 описывается Взаимоотношения органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области
Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области взаимодействуют в установленных формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области и в интересах населения.
Законодательное Собрание области направляет Губернатору области планы законопроектных работ и проекты законов области, других нормативных правовых актов.
Губернатор области направляет в Законодательное Собрание области планы законопроектных работ Правительства области.
Губернатор области вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
Споры между Законодательным Собранием области, Губернатором области, Правительством области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются посредством создания комиссий, рабочих групп, осуществления иных согласительных процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, законами области, а также в судебном порядке.
В главе 9 описывается Государственные должности области. Государственная гражданская служба области
Статья 71. Государственные должности области
К государственным должностям области устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области относятся:
Губернатор области;
Председатель Законодательного Собрания области;
заместители Председателя Законодательного Собрания области;
председатели постоянных комитетов Законодательного Собрания области, работающие на профессиональной постоянной основе;
заместители председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания области, работающие на профессиональной постоянной основе;
депутаты Законодательного Собрания области, работающие на профессиональной постоянной основе
члены Правительства области;
председатель, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты области :
председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области
член избирательной комиссии области с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе
председатели территориальных избирательных комиссий области.
уполномоченный по правам человека в Вологодской области
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Вологодской области
уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области
В главе 10 описана Судебная власть в области
Статья 73. Судебная власть в области
1. В области действуют федеральные суды и мировые судьи, входящие в судебную систему Российской Федерации.
2. Порядок назначения и деятельности мировых судей определяется федеральным и областным законодательством
В главе 11 описано Местное самоуправление
Местное самоуправление на территории области осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами.
Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями органов государственной власти области с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Органы государственной власти области создают условия для развития муниципальных образований, принимают меры по их поддержке.
В главе 12 описан Порядок принятия Устава области и внесения в него поправок
Статья 82. Порядок принятия Устава области, внесения в него поправок
1. Устав области, внесение в него поправок (изъятий, изменений и дополнений) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
2. Предложения о поправках в Устав области могут вносить Губернатор области, не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания области, а также не менее одной трети представительных органов муниципальных образований.
3. По решению Законодательного Собрания области проект Устава области, а также проект закона области о внесении в него поправок могут быть вынесены на областное народное обсуждение.
В главе 13 описаны Заключительные и переходные положения
Статья 83. Вступление в силу Устава области, изменений и дополнений в Устав области
1. Устав области, изменения и дополнения в Устав области вступают в силу через десять дней со дня их официального опубликования.
2. Статьи 40, 49 настоящего Устава в части установления ограничений по членству в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вступают в силу со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от области как субъекта Российской Федерации в установленном порядке, но не позднее 1 января 2002 года.
Статья 84. Переходные положения
1. Часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 43 настоящего Устава не распространяются на избранных до вступления в силу настоящего Устава Губернатора области, депутатов Законодательного Собрания области.
Изменения, внесенные в часть 1 статьи 49 настоящего Устава, распространяются на депутатов Законодательного Собрания области, избранных после вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2002 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На первом заседании после выборов депутатов Законодательного Собрания области в декабре 2003 года принимается постановление об освобождении от должности председателя Законодательного Собрания области, его заместителей, председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области и их заместителей.
2. На основании положений настоящего Устава:
Губернатор области:
формирует Правительство области в срок до 1 января 2002 г.;
с момента сформирования Правительства области заключает срочные трудовые договоры с членами Правительства области;
Правительство области формирует органы исполнительной государственной власти области в срок до 1 июля 2002 года.
3. До принятия Регламента Правительства области сохраняется действующий порядок принятия нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти области.
4. До сформирования Правительства области сохраняется действующий порядок финансового, материально-технического, кадрового обеспечения деятельности органов исполнительной власти области.
Статья 85. Приведение в соответствие настоящему Уставу правовых актов области
1. С момента вступления в силу настоящего Устава правовые акты области, действующие на ее территории, применяются в части, ему не противоречащей.
2. Законодательному Собранию области, Губернатору области привести правовые акты в соответствие с настоящим Уставом.
3. Признать утратившими силу с момента вступления в силу настоящего Устава области