Найти тему
Триллериада

7 отличных триллеров из далеких 40-х. Подлинно, атмосферно, не оторваться…

В этой статье вас, любителей хороших детективов и мудреных триллеров, хочу порадовать удивительной подборкой из 40-х. Почему из сороковых? Да потому что именно в это период времени киноиндустрия начала испытывать настоящий расцвет. Режиссеры поняли, сколько новых возможностей может дать кино и стали ими пользоваться по полной. А тут в дело вошли еще и величайшие писатели, которые решили поработать сценаристами. И получились невероятные коктейли.

1. Лора (1944)

Жанр: Нуар, драма, детектив

Страна: США

Режиссер: Отто Преминджер

КП: 7,4

Фильм снят по роману «Лора» знаменитой американской писательницы, гуру детективного жанра Веры Каспариа. Над фильмом работали аж пять режиссеров. А еще работа получила "Оскар 1945" года за лучшую операторскую работу (ч/б) кино. Экранизация «Лоры» считается шедевром детектива и кинематографа, и в 1999 году фильм был признан Американским киноинститутом лучшим детективом в истории Голливуда. А музыкальное сопровождение на тему Дэвида Рексин стало лучшей музыкой из кинематографа на все времена. Сюжет, друзья, совсем не простой. Вместе с опытным детективом под ловкие остроумные диалоги мы расследуем убийство красавицы Лоры, подозревая всех подряд и прокручивая всевозможные варианты. Кино очень захватывающее. Каждый герой продуман до мелочей. Операторские ракурсы и уникальные находки мастерски прокладывают сюжетную нить.

2. Мальтийский сокол (1941)

Жанр: Нуар, драма, детектив

Страна: США

Режиссер: Джон Хьюстон

КП: 7,7

Лихо закрученный сюжет от мэтра детективов, основателя нуара, Дешила Хэммета, принес фильму Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» славу классики нуара. Фантазировать особо Джон Хьюстон не стал и снял детектив прямо по книге сцена за сценой. К каждой сцене режиссер подходил очень тщательно. Поэтому получилась отличное кино, с прекрасной операторской работой и восхитительной актерской игрой, не отпускающее ни на минуту. Крутой детектив Сэм Спейд, в лице харизматичного Хамфри Богарта, блистающего своей «волчьей улыбкой», будет гоняться за заветной статуэткой, пробираясь сквозь неожиданные трупы, мудреные интриги и непредсказуемые повороты судьбы. Как всегда в 40-х развязка сдобрена ярким финалом с философским подтекстом, а гениальный актер устами главного героя произнесет со временем ставшую знаменитой фразу.

3. Большой сон (1946)

Жанр: Нуар, драма, детектив

Страна: США

Режиссер: Говард Хоукс

КП: 7,4

«Большой сон» Говарда Хоукса не насобирал Оскаров, хотя имел много номинаций и был включен в 1997 году в Национальный реестр фильмов Библиотеки конгресса США. Фильм поставлен по одноименному роману Чэндлера и получился отличной экранизацией, которая позже вдохновит братьев Коэнов на создание культового творения «Большой Лебовски». В фильме Хоукса радует все: роковые красавицы, потрясающая игра Хэмфри Бограта, отличная операторская работа и, конечно, динамичный, захватывающий, очень интригующий сюжет. Главный герой, частный детектив одиночка-циник, живущий по принципу: «деньги все, остальное не важно», получает задание, которое ему становится очень сложно выполнить, так как всех подозреваемых по очереди убивают. Любители непредсказуемых финалов по достоинству оценят эту хитроумную путаницу из интриг, мертвецов и эффектных женщин.

4. Третий человек (1949)

Жанр: Нуар, драма, детектив

Страна: Великобритания

Режиссер: Кэрол Рид

КП: 7,7

Сценаристом этого фильма выступил знаменитый английский писатель Грэм Грин, а снял фильм культовый режиссер Кэрол Рид. Фильм получил Оскар за лучшую операторскую работу и Гран-при Канского фестиваля. Уникальные операторские приемы позволяют проникнуться атмосферой в полной мере. Кадр за кадром, виртуозно используя игру света и тени, перед нами разворачивается динамичная и мгновенно затягивающая история. Этот фильм уж точно надо смотреть, не отрываясь. Чуть отвернулся – все – нить потерял. Сюжет с самого начала заставляет задавать вопросы. Ничего не подозревающий писатель приезжает по приглашению друга на работу в Австрию. Однако, друг оказался убитым, а события стремительно заворачиваются в бурный водоворот, барахтаясь в котором, главный герой умудряется сам во всем разобраться.

5. Двойная страховка (1944)

Жанр: Нуар, драма, триллер

Страна: США

Режиссер: Билли Уалдер

КП: 8

Полюбоваться блестящей работой еще одного голливудского гения Билли Уалдера позволит картина «Двойная страховка». Это печальная история о том, как простые люди в погоне за наживой превращаются в преступников. Фильм поставлен по одноименной книге знаменитого английского мастера «крутого детектива» Джеймса М. Кейна, автора «Почтальон звонит дважды». Роковая красотка Барбара вместе с ловким страховым агентом придумывает коварный план, чтобы избавиться от нелюбимого мужа и получить кругленькую сумму страховых. Фильм построен очень оригинально и начинается «с конца истории». И вроде бы все ясно, намечается банальная скучна фабула, но режиссер постоянно подкидывает уловки, сбивая нас с толку и держа в напряжении. А неземная красота героев 40-х, их умение подать себя, раскрыть глубину характера... Эх, это надо видеть и наслаждаться.

6. Поверженный идол (1948)

Жанр: Драма, детектив

Страна: США

Режиссер: Кэрол Рид

КП: 7,4

Перед нами снова гениальный союз режиссера Кэрола Рида и Грэма Грима. Сам Грэм Грин выступил сценаристом, и скорее всего поэтому кинематографический вариант получился намного глубже и шире литературного. Скромный работник французского посольства пытается разойтись со своей женой, но ситуация выходит из-под контроля и приводит к страшным событиям, свидетелем которых становится семилетний мальчик. Кэрол Рид в фильме использует различные новаторские уловки и вскоре становится очевидно, что детективная основа выступает всего лишь фоном, на котором ярким рубцом пылает болезненная проблема лжи взрослых, лицемерно скрывающих ее под маской добродетели. Несмотря на то, что почти весь фильм снят только в одном пространстве, в доме посла, динамика, интрига и постоянные заковырки держат в напряжении до последнего кадра.

7. Спасательная шлюпка (1944)

Жанр: Триллер, драма

Страна: США

Режиссер: Альфред Хичкок

КП: 7,7

Браво Альфред Хичкок! Приклеить зрителя на полтора часа к спасательной шлюпке – это настоящее искусство. Фильм - превосходная экранизация произведения Джона Стейнбека. Немецкие военные торпедируют американский корабль, оба судна тонут, и в спасательной шлюпке собираются политические враги. Из 10-ти спасшихся путь знает только немец (остальные - американцы). Так враги ли они сейчас, можно ли доверять друг другу, когда речь идет о спасении. Естественно, когда столь скудные декорации, интригующую обстановку пришлось создавать мощью игры актеров и операторскими изысками. Ни те, ни другие не подкачали. Чего только стоит Таллула Бэнкхед в своей норке посреди океана, равнодушно теряющая камеру в темной воде. А крупные планы, а точечные тематические акценты, а уникальные ракурсы и удачные кадры – порой даже забываешь, что смотришь ч/б кино, что вообще смотришь кино.