Найти тему
машина

Самые жесткие советские краш-тесты: 1976 год, РАФ-2203

Друзья, некоторое время назад у нас на канале был опубликован пост о краш-тесте «буханки» УАЗ-452А, поднявший довольно бурную дискуссию в комментариях. Картина там была, конечно, ужасающая: кузов сорвало с рамы, обитаемого места в кабине почти не осталось, манекен на правом сиденье оказался практически расчленен на три части. А сегодня покажу, что происходило при аналогичном испытании с микроавтобусом РАФ-2203 самых-самых первых выпусков – 1976 года. Выглядел он вот так:

Для удобства последующих сравнений дам еще два ракурса – виды сбоку и спереди:

И имеет смысл отдельно заглянуть в кабину, ведь у машин первых выпусков (до 1979) панель приборов кардинально отличалась от той, что монтировалась на последующих, более распространенных микроавтобусах:

-3

Почему я так акцентирую внимание, что эта машина – ранняя? Не только потому, что именно в таком исполнении она была чрезвычайно редкой. Но и потому, что РАФ-2203 – это тот самый случай, когда за одной, практически неизменной, внешностью скрывались очень разные с точки зрения прочности автомобили. Результаты вот этого первого краш-теста оказались совершенно удручающими. Но дальше в течение нескольких лет инженеры РАФа и НАМИ, то и дело проводя новые и новые краш-тесты, смогут-таки переделать передок микроавтобуса так, что он сможет нормально «держать удар». Об этой эволюции я отдельно расскажу в одном из следующих постов. А сегодня давайте смотреть тот первый краш-тест РАФ-2203 под порядковым № 96-76. Итак, разгон до 50 км/ч и удар в бетонный куб:

-4

Ба-бах! Заканчивается первая секунда с момента касания бампера «рафика» о бетонный куб, ветровое стекло еще продолжает «разбрызгивать» осколки, а задние колеса взмыли в воздух. А в проемах боковых окон видно, как воспарил над сиденьями и летит головой вперед непристегнутый манекен. Еще через несколько миллисекунд он ударится этой самой головой в верхнюю часть спинки водительского сиденья и, вероятнее всего, сломает шею. Впрочем, у пристегнутого манекена, как видно, дела не сильно лучше: он явно частично выскользнул из лямки, перегнулся через спинку впередистоящего кресла и ударился головой о его подушку. И, скорее всего, тоже получил тяжелые травмы. На следующем кадре – тот же «рафик» уже через пару секунд после удара: всё кончено.

-5

Вокруг машины сразу собирается огромная толпа зрителей, наблюдавших за испытаниями, все стараются заглянуть внутрь машины:

-6

Результаты, конечно, шокирующие. Кабина раздавлена напрочь, открыть передние двери (точнее, то, что от них осталось) не представляется возможным. Хорошо, что памятуя результаты испытаний «буханки», не стали сажать вперед ни одного манекена! Место водителя, к примеру, стало выглядеть вот так:

-7

Рулевая колонка сместилась, наверное, на добрых полметра вглубь, до касания ободом об спинку сиденья. Будь здесь живой человек – его бы, видимо, порвало на четыре части. Еще один очень показательный снимок – вид на «рафик» возле бетонного куба с правой стороны:

-8

Передний свес кузова, в котором должны располагаться ноги переднего пассажира, перестал существовать как класс. Панель приборов там практически соприкоснулась с колесной аркой. Под машиной видны оторвавшийся выпускной тракт и развалившийся на две части карданный вал. Зато манекен на четвертом ряду сидит, как живой:

-9

Наверное, все зрители, что столпились около машины после удара, так и подумали, что этот манекен – в порядке. Ведь едва ли хоть кто-нибудь из них успел уловить за одну секунду своими глазами то, что произошло с пристегнутым манекеном на самом деле. Но мы-то с вами видели… А что, кстати, сталось со вторым манекеном, который улетел вперед? Давайте смотреть:

-10

Да вот он, лежит между передними сиденьями. Помятый каркас спинки водительского кресла – это то самое место, удар о которое остановил полет манекена. В кадр краешком попало и крайнее левое сиденье второго ряда: как видно, его летящий манекен полностью сломал, почти уложив спинку на подушку. Вот тут видно чуть лучше:

-11

Ну и последний кадр, который имеет смысл привести – это вид разбитого РАФа спереди:

-12

Машина фактически уничтожена ударом, как и ее обитатели, а на передней панели кузова практически целыми остались облицовки фар. Меня вот такие детали, честно говоря, всегда очень удивляют. Но на сегодня всё, а в «следующих сериях» мы покажем, как выдерживала аналогичный удар предшествующая модель РАФ-977ДМ и как происходило совершенствование модели РАФ-2203 – естественно, через призму краш-тестов! Держу пари, вы удивитесь, как удастся улучшить безопасность столь неудачной машины довольно незначительными мерами. В общем, не пропустите обновления на канале «МАШИНА»!