Сравним изображения московских особняков-дворцов XVIII века – тогда и теперь! К счастью для нас, многие здания были увековечены в «Альбомах партикулярных строений» Матвея Казакова, так что мы хорошо знаем, как они выглядели к 1800 году.
А как выглядят сейчас?
Дом купца Хрящева
В начале 1780-х рядом со Спасо-Андрониковым монастырем была построена усадьба: дом с пышным портиком и бельведером в окружении флигелей. Чтобы потешить честолюбие заказчика, в картуше на фронтоне вывели первую букву его фамилии...
«Именитый купец и московского городского правления бургмейстер Петр Хрящев»
начинал жизнь в селе Дединово на окском берегу, в избе крестьянина. А конец жизни он провел в доме-дворце.
В следующем столетии усадьбой владела известная купеческая «династия» Шелапутиных. В 1852 году убрали портик. Потом надстроили еще один этаж. В начале XX века арендовавшее дом городское училище поставило большой чугунный балкон. Во время Первой мировой войны владение выглядело так:
В середине XX века порча продолжилась: древний дом надстроили еще двумя этажами и убрали следы скромного декора:
Здесь были коммуналки. В одном из флигелей работал вытрезвитель.
К 2004 году здание расселили, и оно стало разрушаться. В последние годы «объект культурного наследия регионального значения» (Андроньевская пл. д.6 с1) выглядел так:
И так (со двора):
Флигели лучше сохранили исторический облик, чем главное здание:
Дом князя Голицына на Волхонке
А это – гораздо более известный дом (Волхонка №14 с5). В конце концов, о нем написана целая книга! В 1770-х здесь жила Екатерина Великая, ибо на краткое время дом вошел в состав спешно построенного Пречистенского дворца. Век спустя здесь же Островский писал свою «Бесприданницу»…
Дом генерал-адмирала Михаила Михайловича Голицына, руководившего русским флотом во время Семилетней войны, выстроил архитектор Савва Чекалинский в начале 1760-х годов. Скорее всего, на основе более древних палат.
Это хозяин дома:
А это – и сам дом в Альбомах Казакова:
К этому времени дом-дворец уже был перестроен талантливым зодчим Родионом Казаковым (которому не посчастливилось быть тезкой и тенью автора Альбомов: их ведь часто путают).
В XIX веке дом Голицыных был снова перестроен. Но самые большие изменения наступили в веке XX.
Сравним фотографию 1918-26 годов:
И 1931 года (здание Коммунистической академии):
Несколько лет назад дом, растерявший старинный декор, выглядел так:
Этой весной я с удивлением увидел, что верхние этажи снесены. Дом сейчас выглядит таким образом:
Что еще будет?
Только ворота, видевшие Екатерину II, два с половиной века остаются в неприкосновенности:
Дом Тутолмина
Название горки, на которой стоял дом-дворец, я не пишу сейчас, чтобы не разжигать неконструктивных дискуссий. Нет, не «Швивой» называлась эта горка: такую «благопристойною» форму придумали лишь в XIX веке, причем не в начале.
Как бы то ни было, эта гора с видом на Кремль с давних времен тянула к себе богатых и честолюбивых. Вот она – на фрагменте известной гравюры Питера Пикарта «Вид Москвы из Замоскворечья», около 1708 года:
Видите многоэтажные здания наверху, справа от церкви? Это палаты знаменитых Строгановых. К сожалению, более подробного рисунка нет. К концу XVIII века строгановских палат уже не существовало.
В 1788 году на вершине горы с некрасивым названием начали возводить очень красивый дом с видом на Кремль. Инициатором строительства был богатый купец Суровщиков. Не потянул… Практически достроенное здание пришлось продать другому купцу, Шапкину.
Вот как дом выглядел в 1797 году с Яузского моста (полкилометра!):
И Шапкину не удалось отделать дворец до конца. В самом начале XIX века здание было полностью завершено при отставном генерале от инфантерии Тимофее Тутолмине (скоро вернется на службу и станет генерал-губернатором Москвы). Вот бравый генерал:
А вот прекрасный дом с бельведером и полуротондами:
Надо иметь в виду, что это не живописное полотно! Лишь густая тень в одном из крыльев здания показывает, что эти крылья были закруглены. Лучше понять структуру дома позволяет генеральный план усадьбы из Альбомов Казакова:
Первым исчез бельведер: он не был восстановлен после пожара 1812 года. Дом тогда сильно обгорел…
Потом жизнь изменилась: даже очень богатый человек не стал бы обитать в таком дворце один посреди города. Биография дома в XIX веке, можно сказать, типична: текстильная фабрика > доходный дом > гимназия. И все же до начала XX века усадьба очень неплохо сохранилась! Вот фотографии дома, уже получившего адрес Гончарная улица №12, около 1903 года:
Он же – со двора:
Идиллия!
Через один или два года оба флигеля снесут. Владимир Шервуд надстроит четвертый этаж, справа и слева от дома будут воздвигнуты новые корпуса.
Дом снова стал доходным. Выглядел он так (к сожалению, полных фотографий не нашел):
Однако это еще не конец. В 1930-х на старый дворец нахлобучат еще этаж (крепкие стены строили при купце Шапкине!)
Сейчас это здание занимает Институт философии РАН. По странному совпадению (только сейчас заметил!), институт сюда переехал из дома Голицына на Волхонке – см. предыдущий раздел. Ну как «институт переехал»? Его – переехали («идите отсюда, Пушкинскому музею нужны ваши помещения»).
Однако вернемся к архитектуре! В наши дни дворец Тутолмина выглядит довольно странно, словно межвидовой гибрид XVIII века с XX:
Впрочем, бывает много хуже…
Каталог всех моих статей по истории и краеведению
Читайте также:
Архитектурная прогулка по Пятницкой, Замоскворечье
Мясницкая в XVII столетии (прогулки с Васнецовым)
Булгарин путешествует во времени: из XIX – в XXIX век