Найти тему
italianvoyage.it

Умер Франко Баттиато - «маэстро», превративший итальянскую поп-музыку в искусство

Оглавление

Композитор, первый итальянский артист, продавший миллион копий, ориентир для итальянцев, он ушел со сцены. Ушел, чтобы вернуться снова.

Страдающие от болезни уже долгое время, сицилийский музыкант скончался во вторник утром 18 мая в своем доме.

Говорят, что мастер никогда не умирает по-настоящему. В лучшем случае он переходит на другой уровень сознания.

Франко Баттиато
Франко Баттиато

Франко Баттиато - музыкант, экспериментатор, поп-автор, режиссер, художник, увлеченный эзотерикой и духовностью. Сицилийскому композитору было 76 лет. Из-за серьезной болезни, подорвавшей его нервную систему, однажды он поменял сцену на свой дом в Мило (остров Сицилия), где и скончался.

«Пред-критический период»

Сицилиец из городка Иония, он родился 23 марта 1945 года, когда мир выходил из войны. Вскоре он осознал себя гражданином мира, и в середине 60х переехал сначала в Рим, а затем в Милан, где предпринял попытку развиться в качестве мелодичного певца и бит-гитариста. Он в шутку назвал этот период своего рода «пред-критическим периодом», что в конце концов прозвучало на телевидении в программе Diamoci del tu, которую вели Джорджио Габер и Катерина Казелли.

Баттиато в ранние годы
Баттиато в ранние годы

Годы прогресса и экспериментов

В Милане Франко Баттиато открыл для себя две совершенно новые вселенные: современную культурную музыку, в частности, Карлхайнца Штокхаузена, и трансцендентальную медитацию.

Прогрессивность - как она притягательна для молодых и любопытных! Вот и Баттиато сначало становится фронтменом группы Osage Tribe, а затем пробует в качестве солиста минимализм.

Для лейбла Cramps, основанного великим Джанни Сасси, Баттиато издает песни, тексты для которых пишет другой знаменитый персонаж - Франкенштейн или Серджио Альбергони.

Смелость его лозунг. В этот период рождаются концептуальные альбомы, такие как Fetus e Pollution (1972), в которых безраздельно властвует электроника и поп.

В период итальянских свинцовых 70х на улицах Милана в какой-то момент появляется рекламный щит известной марки диванов, на котором Баттиато растянулся в типичном mise en travesti с немного угрожающим видом. Вопрос: «Что смотрите?».

«Что смотрите?». Баттиато на рекламном щите одной из известных марок диванов
«Что смотрите?». Баттиато на рекламном щите одной из известных марок диванов

Поп-трилогия

В конце 70х зародилась счастливая аномалия поп-музыки Баттиато. Это произошло почти как пари: на него указали, как на своего рода безумного шляпника, но все же уважаемого в определенных кругах господствующей звукозаписывающей индустрии.

Как-то на обеде с друзьями он обронил знаменитую фразу:

«Написать успешную песню легко».

Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Ответ последовал незамедлительно:

- Легко? Тогда попробуй.

Неутомимый экспериментатор с 8ю нишевыми альбомами за спиной решает подойти к делу серьезно: в тандеме со своим учителем скрипки Джусто Пио он выпускает «Эру белого кабана» (1979), - шедевр, демонстрирующий, что между культурной музыкой и тем, что Карл Уилсон однажды назвал «дерьмовой музыкой», возможен третий путь. Потому что и в музыке поп может стать большим искусством.

Успех феноменальный. Но и здесь Маэстро делает еще один шаг вперед: альбом становится первой главой поп-трилогии, включающей Patriots (1980), - диск с гимном Невского проспекта (!) и, прежде всего, La voce del padrone (1981), - первая пластинка, проданная в Италии тиражом более миллиона копий.

Кстати, о «небесной механике» и «тантрическом шиваизме в дионисийском стиле». Некоторые чудеса удавались только Франко Баттиато. Возможно, потому, что, как никто другой, он понимал, что Италия того времени находилась в постоянном поиске своего центра тяжести.

Операция "Чистые руки" и песня "Родина бедных".

Казалось бы, что он уже достиг высот, с которых теперь возможно только спуститься. Но Баттиато, который тем временем возвращается жить на Сицилию, никогда не спускается.

На пике своего успеха он опровергает схему, которая привела его к успеху: больше никаких текстов с высоким смыслом в поп-аранжировках, теперь будут поп-тексты в качественных аранжировках. Так появляется альбом «Come un cammello in una grondaia» (1991), где он переосмысливает Брамса и Вагнера, но прежде всего он буквально фотографирует Италию периода операции "Чистые руки" в песне Povera patria.

Партнерство с Манлио Сгаламбро

Манлио Сгаламбро - итальянский философ и писатель. И сейчас к тебе, мой читатель, вопрос: а много ли ты знаешь певцов, которые сотрудничают с философами?

Манлио Сгаламбро
Манлио Сгаламбро

В 90е годы некоторые звукозаписывающие компании сочли Баттиато мертвым, то есть уже исчерпавшим свой ресурс. Но правда, сколько можно быть популярным?

Франко Баттиато и Манлио Сгаламбро
Франко Баттиато и Манлио Сгаламбро

В то время как инди-сцена отдает ему дань уважения за песню "Battiato non Battiato", маэстро находит нового партнера в лице философа Манлио Сгаламбро, - сицилийского нигилиста. И партнерству суждено быть успешным, - таким же, как было партнерство с Джусто Пио. После прогона "Come un ombrello sulla macchina da cucire" (1995) выходит "L’amboscata" (1996) и прежде всего, сингл "La cura", - шедевр итальянской музыки, сравнимый, например, с "Hallelujah" Леонарда Коэна для англосаксонцев.

Успех «Fleurs» и политическая авантюра

После таких подвигов Баттиато практически делает все то, что хочет: пробует себя в опере, переосмысливает эстрадные произведения в классическом ключе с циклом Флер (первый датируется 1999 годом), рисует в примитивном стиле, даже снимает фильмы "Perduto amor" (2003) и "Musikanten" (2006).

В 2012 году он приходит в политику в качестве советника по культуре и спектаклю сицилийского регионального совета во главе с Розарио Крочетта. Его первая пресс-конференция запомнится надолго:

«Культура не нуждается в спектакле. Это спектакль нуждается в культуре».

Однако, приключение с Крочеттой продлится меньше года: в полной атмосфере Bunga Bunga маэстро на слушаниях в Европейском парламенте дает намек на «проституток, готовых на все в итальянской политике». После этого Баттиато будет вынужден уйти в отставку.

-6

Примиряющие соболезнования

Теперь, когда он ушел, соболезнования удивительным образом объединили на некоторое время не переносящих друг друга на дух итальянских политиков, например: Маттарелла и Васко Росси, Морган и Гельмини, Тициано Ферро и Сальвини.

Слова Джентилони и Сассоли показывают, что даже в Брюсселе, городе, который не принес Франко Баттиато много счастья в жизни, сегодня утром ни о чем другом не говорят. Отсутствует только заявление Байдена. Кто знает, как бы Мастер, будь он здесь, прокомментировал бы это. Хотя нет, наверное, он прокомментировал бы это так:

«В твой последний день английский тебе не нужен».

RIP

Подписаться

Читайте также: