Найти в Дзене

Forbes: Тимур Турлов – встречайте основателя Freedom Holding Corp.

Публикуем перевод статьи Forbes об основателе и CEO Freedom Holding Corp. Тимуре Турлове. Автор статьи: Лизетт Войтко, корреспондент Forbes.

33-летний российский бизнесмен Тимур Турлов – мажоритарный акционер Freedom Holding. Компания торгуется на бирже США и обслуживает преимущественно клиентов из России и Казахстана.

Турлов заработал состояние на фондовом рынке. Однако, когда этого обычно молчаливого русского спросили, что же он думает об истории с интернет-магазином видеоигр GameStop, на акциях которого розничные трейдеры с Reddit разорили шортистов, он улыбается и отвечает: «Подобные ситуации слишком волатильны. В долгосрочной перспективе это плохая идея для бизнеса».

Компания Турлова специализируется на продаже ценных бумаг розничным инвесторам, что позволило ему невероятно разбогатеть. Акции Freedom Holding после листинга на Nasdaq прибавили фантастические 200% в год к началу марта 2021-го, что позволило Турлову впервые попасть в список миллиардеров Forbes, заняв в нем 1517-е место. В 2021 году состояние предпринимателя оценивается в $2,1 млрд.

Сейчас Турлову 33 года. Ему принадлежит 72% в капитале Freedom Holding. Штаб-квартира компании расположена в Алматы, Казахстан. По состоянию на март 2021 года у нее уже 200 тыс. клиентов, а выручка по итогам прошлого финансового года, завершившегося в марте 2020-го, составила $122 млн. У Freedom Holding есть семь дочерних организаций, ведущих деятельность в странах Европы, Центральной Азии и США. Сама холдинговая компания в чем-то похожа на Charles Schwab или другие торговые платформы, помогающие обычным инвесторам инвестировать в рынок акций. Однако особенностью Freedom Holding является то, что она в первую очередь ориентирована на обслуживание граждан стран постсоветского пространства: своим клиентам компания предоставляет доступ к бумагам и IPO как на американском рынке, так и на других мировых биржах.

За период с апреля по сентябрь 2020-го выручка Freedom достигла $126 млн. Акции за финансовый год, начавшийся 5 марта 2020-го, выросли втрое. По состоянию на 12 апреля стоимость компании в 13 раз превышала ее оборот, а рыночная капитализация составляла $3 млрд. Этот стремительный рост показателей, согласно данным, приведенным в февральской статье Bloomberg, был отчасти обусловлен специальным предложением Freedom: компания давала клиентам доступ к IPO американского рынка, таким как Beyond Meat или Snowflake, на более выгодных условиях, если они приобретали акции самого Freedom. Другой причиной стал повышенный интерес розничных инвесторов к фондовому рынку. В частности, по данным S&P Global Ratings, в 2020-м в России отмечался всплеск торговых операций с ценными бумагами, осуществленных физическими лицами.

Брокерская компания Турлова имеет некоторые специфические особенности. Так, Турлову на 100% принадлежит зарегистрированная в Белизе брокерская организация (ранее через нее велась часть торговых операций на рынках США, а сейчас, как отмечают во Freedom, клиенты Белиза торгуют уже через холдинг). Также при IPO средства инвесторов (акции) блокируются на 93 дня (lock up) – практически вечность для быстро меняющегося фондового рынка.

В феврале Турлов, находясь в своем доме в Алматы с женой и пятью детьми, почти два часа рассказывал Forbes по Zoom о жизни и бизнесе. Он был одет в голубой свитер и белую рубашку, на переносице поблескивали очки в черной металлической оправе.

Турлов родился в Москве в 1987 году и вырос без биологического отца, который исчез без вести, когда мальчику было всего три года. У Тимура сохранились смутные воспоминания об отце. Например, когда тот покупал ему игрушки. По словам Тимура, его отец до сих пор числится пропавшим без вести. Развал Советского Союза добавил неопределенности в жизнь будущего предпринимателя. Зато он получил возможность смотреть голливудские фильмы, в которых показывалась жизнь американского среднего класса. В частности, очень сильное влияние на него оказал фильм «Один дома» по сценарию Джона Хьюза. При этом главным впечатлением от картины стали отнюдь не замысловатые ловушки, подстроенные Кевином Маккаллистером (его играл Маколей Калкин). «Я хотел иметь такой же дом, как в фильме», – поясняет Турлов.

Под влиянием других голливудских картин Турлов выбрал сферу будущей профессиональной деятельности – финансы. Еще будучи подростком, он узнал от старшего приятеля, что тот использует компьютер для покупки и продажи акций. «Я сразу вспомнил фильмы про Уолл-стрит. Там все, кто торгует на бирже, очень богатые люди», – говорит Тимур. Поэтому он взял оставшиеся в наследство от деда $800 и отправился покорять рынок капитала.

Эти деньги были потеряны на первых же онлайн-торгах. Несмотря на неудачу, Турлов в 2003 году устраивается в московскую фирму младшим трейдером на неполный день. После школы 16-летний подросток шел на работу и, бывало, задерживался до закрытия Нью-Йоркской фондовой биржи – в Москве это означало оставаться в офисе до полуночи.

Через два года будущий миллиардер перешел в банк, чтобы получить доступ к рынкам США. Ему уже было 18 лет, и он зарабатывал $1000 в месяц – приличная зарплата для молодого российского трейдера тех лет, но не такая большая, как у более успешных коллег.

В 2008 году разразился мировой финансовый кризис. Московский работодатель Турлова сильно пострадал на фоне обвала «мусорных» облигаций, привязанных к российскому рублю. Так Тимур и все его коллеги стали безработными после закрытия их департамента. «Найти новую работу в те годы было непросто, – вспоминает Турлов. – Поэтому я решил создать свою фирму, приведя в нее наших клиентов, с которыми уже сложились хорошие отношения».

С этого места история героя все больше начинает походить на сюжет американского фильма. Фирма, которая впоследствии стала Freedom Holding, была создана при поддержке пятерых коллег Тимура, которые ранее работали с ним в торговом департаменте банка. Их совокупный вклад в новую компанию составил $100 тыс. (по словам Турлова, основную долю в первоначальный капитал внес он сам, перезаложив впоследствии свой дом для поддержания бизнеса). В том же году Тимур женился и окончил МАТИ, получив в 20 лет степень бакалавра экономики и управления.

После этого начался трехлетний период упорной работы. К 2011 году конкуренция между российскими брокерами обострилась настолько, что побудило Турлова, по его словам, искать более легкий путь для развития бизнеса. В итоге выбор пал на Алматы, крупнейший город Казахстана, где было множество людей с западным образованием, которые еще не торговали на фондовом рынке. Это делало бывшую столицу Казахстана привлекательным местом для брокерской деятельности. Бизнес начал процветать.

После открытия офисов Freedom на Украине, а также в Узбекистане, Киргизии и Германии Турлов нацелился на американский рынок. «Для нас это было большой мечтой. Я хотел, чтобы мы стали публичной компанией, которая будет торговаться на биржах США. Это вершина для нашего бизнеса», – говорит Тимур. Компания начала путь на биржу в 2015 году, когда провела обратное слияние с зарегистрированной в Неваде BMB Munai, главным активом которой была казахстанская нефтяная структура «Эмир Ойл». К тому моменту BMB уже превратилась в компанию-оболочку, поскольку продала свои активы одной из гонконгских корпораций. Один из общих друзей представил Турлова президенту бывшего нефтедобытчика Аскару Таштитову, а тот предложил Тимуру приобрести эту компанию-оболочку и разместиться на фондовой бирже США. В настоящее время Таштитов занимает позицию президента Freedom Holding. Затем были месяцы бумажной работы, юридических согласований и сбора средств, но через четыре года Freedom удалось добраться до Nasdaq: дебютное размещение акций холдинга прошло 15 октября 2019 год. Сейчас Турлов признается, что больше всего гордится именно этим достижением: «Когда компания только была создана, я даже представить не мог, что мы станем брокером с оборотом миллион акций в день».

Тимур Турлов празднует дебют Freedom на бирже Nasdaq в Нью-Йорке
Тимур Турлов празднует дебют Freedom на бирже Nasdaq в Нью-Йорке

Тем не менее к Турлову есть и вопросы. Первый из них касается брокерской компании в Белизе, которая обрабатывает сделки в США для казахстанских и российских клиентов. Во Freedom сообщили, что так было ранее, а сейчас клиентам из Казахстана и России открывают счета в их юрисдикциях, и пул клиентов, оставшихся на Белизе, торгует на рынке США через Freedom Holding Corp. Как написал аналитик S&P Роман Рыбалкин в своем отчете в ноябре 2020-го (S&P Global Ratings подтвердила рейтинги российского и казахстанского подразделений Freedom Holding Corp. на уровне В-/В и пересмотрело прогноз по рейтингам обеих компаний со стабильного на позитивный), белизский брокер обеспечил до 70% комиссионного дохода группы за первую половину 2021 финансового года (закончился 30 сентября 2020-го). «Мы полагаем, что операционная деятельность в этой стране менее прозрачна, чем в национальных юрисдикциях группы, что может быть сопряжено с соответствующими рисками», – отметил эксперт S&P.

Тимур Турлов утверждает, что он проводил ранее торги американскими акциями через компанию в Белизе, потому что до недавнего времени казахстанские регуляторы запрещали Freedom Finance осуществлять торговые операции на электронном рынке внутри страны. Предприниматель говорит, что счета Белиза находятся в процессе «трансформации» (то есть перевода) в оншорные зоны – то есть перевода в Казахстан и Россию, – поскольку местные правила, регулирующие доступ на рынок, были смягчены. «Многие спрашивают нас о Белизе. В настоящее время мы решаем этот вопрос», – заявил Forbes корпоративный секретарь Freedom Holding Адам Кук.

Еще один вопрос касается локап-периода (это время, когда нельзя продавать акции) при инвестировании в IPO – во Freedom Holding он составляет 93 дня. Этот подход подразумевает, что если клиент приобрел бумаги до или во время IPO, то он не может совершать сделки с ними в течение трех месяцев после первичного размещения акций. Это отличается от практики американских брокеров, которые позволяют клиентам размещать и отменять ордера до тех пор, пока IPO не состоится. В декабре 2020 года организация журналистов, занимающихся финансовыми расследованиями – Foundation for Financial Journalism – опубликовала статью с критикой брокерской деятельности Freedom Finance, где назвала локап-период для впервые размещаемых на бирже акций «необычным» подходом. На вопрос о длительном сроке блокировки Тимур ответил по электронной почте: «Как вы знаете, сбор заявок на IPO и запуск соответствующих торговых операций – это сложный процесс». Он также добавил, что все процедуры Freedom Finance нацелены на соблюдение интересов клиентов и партнеров компании.

Freedom Holding продолжает расширять бизнес. В конце 2020-го за $2,4 млн был приобретен казахстанский банк Kassa Nova, ориентированный главным образом на выдачу кредитных карт и обслуживание текущих и депозитных счетов. Ранее эта финансовая организация принадлежала Булату Утемуратову, еще одному миллиардеру из списка Forbes с состоянием в $3,4 млрд. В Казахстане у группы также есть страховой бизнес в сегменте автострахования. В начале 2021-го Freedom Holding получил доступ на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) благодаря покупке американского брокера Prime Executions. Офис приобретенной компании расположен на Манхэттене, по адресу Уолл-стрит, 40, в здании, принадлежащем Дональду Трампу и расположенном прямо за углом от NYSE.

В 2017 году Bloomberg написал, что в московском офисе Freedom Finance стоит картонная фигура Трампа, с которой может сфотографироваться каждый посетитель. Когда мы спросили Тимура, правда ли это и является ли он поклонником бывшего президента США, тот подтвердил, что изображение экс-президента США стояло в офисе: «Да, раньше у нас была такая фигура. Но сейчас на ее месте стоят изображения Джо Байдена и Илона Маска. Я считаю, что у каждого из них есть те черты и качества, которые стоит перенимать. Нам есть чему поучиться у каждого из них».

Тимур Турлов не исключает новых приобретений холдинга в будущем. Однако сейчас он в большей степени сконцентрирован на том, чтобы не отставать от конкурентов и оказывать качественные услуги своим клиентам, которые в прошлом году столкнулись с перебоями в работе сервисов на фоне большого притока новых инвесторов и перехода сотрудников компании на удаленный режим работы.

По словам аналитика S&P Романа Рыбалкина, в 2020-м миллионы розничных игроков в России вышли на фондовый рынок и открыли брокерские счета. Сам Тимур Турлов связывает подъем компании с удачной конъюнктурой фондового рынка на фоне пандемии, а также низкими процентными ставками по депозитам в сочетании с большим интересом россиян к инвестированию.

«Наша высокая выручка в 2020-м стала неожиданностью даже для меня, – признается Турлов. – Это просто чудо, что нам удалось создать такую компанию. Мы счастливчики!»

#тимур турлов