Произошло великое событие, подобного которому ещё не происходило за всю историю арабов. На самом деле, оно стало подготовкой к ещё более значимому событию, так как у Каабы было предназначение, которое когда-нибудь обязательно следовало реализовать.
Вера курейшитов в почётное положение Каабы пред Аллахом
Вера в почётное положение Каабы перед Аллахом и в то, что Аллах защищает её, проявилась в разговоре между Абдуль-Мутталибом и Абрахой — эфиопским царём. Абраха отнял двести верблюдов, принадлежавших Абдуль-Мутталибу, и когда последний пришёл к Абрахе, он проявил большое уважение к нему, встав со своего кресла и усадив Абдуль-Мутталиба рядом с собой, а затем спросив о том, что привело его к нему. Абдуль-Мутталиб ответил:
«Я хочу, чтобы ты вернул мне моих верблюдов».
Когда он сказал это, он упал в глазах Абрахи. Царь удивился и спросил:
«Ты говоришь о верблюдах и не говоришь ни слова о доме, который является вместилищем твоей религии, религии Твоих отцов, и который я пришёл разрушить?!»
Абдуль-Мутталиб ответил:
«Я —владелец верблюдов. У этого дома есть свой владелец, который непременно защитит его».
Абраха сказал:
«От меня ему его не защитить»
На что Абдуль-Мутталиб ответил:
«Посмотрим». [1]
Этим он показал, что никто, кроме Аллаха, не властен над Каабой и что Всевышний доведёт дело религии и Каабы до конца. История гласит, что Абраха аль-Ашрам — наместник ан-Наджаши в Йемене — построил в городе Сана большую церковь, которую назвал Аль-Кулайис, и захотел обратить паломничество арабов к ней. Ему не нравилось, что Кааба была для людей пристанищем, к которому они отправляются из всех уголков Земли, и он желал, чтобы такое положение занимала только его церковь.
Подобное обстоятельство возмутило арабов, которые впитали любовь к Каабе и её возвеличивание с молоком своих матерей. Арабы не придавали такого значения ни одному другому дому и не видели замены Каабе. Желание Абрахи заняло их мысли, и они долго обсуждали это. Тогда один из арабов пошёл в ту церковь и справил в ней свою нужду. Абраха разозлился и поклялся, что непременно дойдёт до Каабы и разрушит её. [2]
Он подготовил слонов и вышел в путь. До арабов дошло это известие, которое было подобно грому. Они испугались, но всё-таки хотели остановить Абраху и сразиться с ним, однако поняли, что им не одолеть его войско. Арабы вверили своё дело Всевышнему Аллаху и твёрдо верили, что у Каабы есть Господь, который обязательно её защитит.
Курейшиты из-за страха ушли на вершины гор и в ущелья, откуда наблюдали за тем, что Аллах сделает с человеком, который покусился на Его запретный дом. Абдуль-Мутталиб и группа курейшитов встали у дверей Каабы, ухватившись за кольцо, и взывали к Аллаху о помощи в противостоянии Абрахе и его войскам.
Абраха был уже готов войти в Мекку и был решительно настроен разрушить Каабу. Он подготовил слонов, в числе которых был слон, которого звали Восхваляемый (Махмуд). Этот слон опустился на колени по пути к Мекке и, несмотря на то, что его били, так и не встал. Когда же войско повернуло его в сторону Иемена, он встал и быстро побежал.
В этот момент Аллах наслал на Абраху и его войско птиц со стороны моря, каждая из которых держала в клюве камушки. Эти камни убивали каждого, в кого попадали. Эфиопы обратились вспять, убегая по той дороге, по которой пришли, однако наказание Аллаха настигало их везде, и они валились с ног прямо на дороге. Абраха был искалечен. Пока войско несло его обратно, кончики его пальцев отпадали один за другим. Когда же они прибыли в Сану, Абраха умер ужасной смертью.
Это то, о чём повествует Коран:
«Разве ты не видел, как поступил твой Госполь с хозяевами слона? Разве Он не разрушил их злые умыслы? И Он наслал на них стаи птиц. Они закидали их камнями из обожжённой глины. И Аллах превратил их в подобие жёваной травы» [3].
Эффект, оказанный упомянутым событием, и то, на что оно указывает
Когда Аллах воспрепятствовал эфиопам в их деле и их постигло описанное выше наказание, арабы начали ещё больше уважать курейшитов и говорили:
«Они — люди Аллаха. Аллах защитил их и избавил от врага».
Также усилилось их уважение к Каабе и вера в её почётное положение пред Аллахом [4].
Это было знамением от Аллаха и подготовкой к ниспосланию в Мекку пророка, который очистит Каабу от идолов и вернёт ей былое положение; пророка, религия которого будет неразрывно связана с Каабой. Случай со слоном указывал на скорое время появления этого пророка.
Арабы считали произошедшее великим событием и начали вести отсчёт даты с него: они говорили:
«Это произошло в год слона», «Такой-то родился в год слона», «Такое-то событие произошло через столько-то лет после года слона».
Год слона соответствует 580 г. по григорианскому календарю.
Не прошло и пяти лет, как Аллах отомстил эфиопам: в скором времени они лишились власти в Йемене, а на территории Аравийского полуострова не осталось и следа христианского влияния и эфиопской колонизации. В книге «Становление арабского государства» говорится следующее:
«В Химьяре произошёл государственный переворот, направленный на отстранение эфиопов от власти в Йемене. Сайф ибн Ди-Язан попросил поддержки у персидского правителя, и тот в 575 г. по григорианскому календарю помог ему войском под командованием Вахраза, и в итоге он одержал победу над эфиопами в Йемене» [5]
[1] «Сира» Ибн Хишама, 1/49-50.
[2] Вполне вероятно, что у Абрахи были гораздо более серьёзные мотивы, чем просто месть за осквернение храма. Можно предположить, что он хотел завоевать Мекку, чтобы обеспечить связь Йемена с землями Шама, а также расширить христианское влияние и силу на Аравийском полуострове, что было выгодно римлянам и эфиопам. Вероятно, именно римляне побудили Абраху к такому поступку, дабы реализовать некоторые политические цели, например, ослабление единственной реально противодействующей римлянам силы.
[3] Коран, 105:1-5.
[4] «Сира» Ибн Хишама, 1/57.
[5] «Кыям ад-Давля аль-Арабия» Джамаля Сурура, стр. 28.