Найти тему
Познающий

Почему мы верим фейковым новостям чаще, чем правдивым.

Оглавление

6 из 10 человек поделятся статьей в Интернете, прочитав только её заголовок. 23% пользователей сети признались, что уже репостили фальшивую историю. При всём при этом, большинство из нас считает себя невосприимчивыми к онлайн-дезинформации, но, если это так, почему количество фейковые новостей в интернете продолжает расти?

Вот что говорит психология о новых аспектах старой доброй пропаганды - и о том, как эта проблема растет в эпоху интернета.

Фейковые новости разлетаются быстрее правды

Исследователями из MIT, было проанализировано порядка 126 000 историй, имеющих успех среди пользователей Твиттера в период с 2006 по 2017 год. Анализ показал, что ложные истории достигают в 100 раз большей аудитории и распространяются намного быстрее и масштабнее, чем правдивые.

Интересно, что анализ также показал, что боты или фейки (страницы, созданные для продвижения) имеют меньшее отношение к обмену фейковыми новостями в Twitter, чем вы, вероятно, можете себе представить – фейковые истории распространяются так быстро, именно потому, что ими делятся реальные люди.

Что заставляет людей верить фейковым новостям?

Исследователи Массачусетского технологического института предоставили два объяснения:

  • Во-первых, элемент неожиданности — это мощная движущая сила для обмена контентом в Интернете. Ложные истории пишутся с целью вызвать интерес и, следовательно, имеют более высокий уровень новизны, чем правдивые истории.
  • Вторая причина заключается в эмоциях, вызываемых ложными историями. Так получилось, что содержание таких статей, зачастую вызывают у читателя довольно «сильные эмоции», например: страх, отвращение или удивление, в то время как правдивые истории чаще всего вызывают - грусть или надежду.

В своей статье «Что делает онлайн-контент вирусным?» исследователи Йохан Бергер и Кэтрин Л. Милкман обнаружили, что контент, вызывающий эмоции сильного возбуждения, такие как гнев или трепет, получают больше внимания, чем контент, вызывающий эмоции низкого возбуждения.

Сенсационный язык

Особенность фейковых новостей - сенсационный язык.

Психолингвистика может помочь в обнаружении ложной информации путем выявления конкретных лингвистических сигналов, связанных с попыткой вас обмануть. Например, в исследовании, проведенном в Вашингтонском университете, сравнивали язык, используемый в правдивых новостях, сатире, мистификациях и пропаганде.

Было обнаружено, что слова, используемые для преувеличения, наречия в превосходные степени, а также модальные наречия – чаще всего используются именно в фейковых новостях. А вот, правдивые новости содержат больше слов и выражений с конкретными цифрами.

Фейковые новости, также обычно содержат два явных признака обманчивой лексики - расплывчатые выражения, и большое количество слов, используемых для смягчения или уменьшения воздействия утверждений (например, «немного», «может быть», «видимо», «вроде как» и «скорее всего»).

«Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой»

Одна из главных причин, по которой фальшивые новости так трудно опровергнуть, заключается в том, что слишком много людей в них поверили и поделились ими в социальных сетях. Создаётся эффект, также именуемый, как «эффект иллюзорной правды». Говоря простым языком – мы с большей вероятностью поверим в историю, если читали или слышали о ней где-то ещё. Мы ошибочно предполагаем, что информация, которую мы уже знаем – правдива по умолчанию.

Чтобы доказать данный эффект, авторы исследования, проведённого Массачусетским технологическим институтом и Йельским университетом, показали людям фальшивые и настоящие заголовки новостей в формате сообщений Facebook и обнаружили, что фальшивые заголовки – чаще других воспринимались как правдивые, даже при условии, что некоторые из них был помечены плашкой «оспариваемые сторонними специалистами по проверке фактов» (функция доступная на Facebook).

Правда в 2017 году Facebook признал, что их метод пометки статей как «фейковых новостей» не работает – подобные флажки привлекает внимание пользователей к контенту и укрепляют ложные убеждения.

Но как развенчать миф, не привлекая к нему внимания?

В своем Справочнике по разоблачению, психолог Стефан Левандовски и профессор Джон Кук дали несколько советов о том, как развенчать ложную информацию:

  • ФАКТ - Если он ясный, содержательный и прилипчивый — сделайте его простым, конкретным и правдоподобным. Он должен «вписаться» в рассказ.
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О МИФЕ - Предупредите заранее, что скоро будет миф... упомяните об этом только один раз.
  • ОБЪЯСНИТЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ - Объясните, как миф вводит в заблуждение.
  • ФАКТ - В завершении, подкрепите факт — если возможно, несколько раз. Убедитесь, что он дает альтернативное причинно-следственное объяснение.

Огромное количество фейковых новостей за последние пару лет показали, что, к сожалению, наши смартфоны не сделали нас умнее.

Пропаганда существовала всегда, разница лишь в том, что в наше время стало легче манипулировать общественным мнением, используя психологические трюки, такие как спам, а также низкий уровень внимания и когнитивные предубеждения.

Мы можем попытаться защитить себя от дезинформации, сохраняя непредвзятость и возможность тщательно выбирая источники информации

Фейковые новости — это социальная проблема, которую нам придётся рано или поздно решить.

Может быть интересно: