Интернациональное демократичное занятие – пиратство – еще с позднего Средневековья являлось серьезным источником пополнения государственных бюджетов. Бизнес под черным стягом вполне официально менял покровителей соответственно с корсарскими патентами и чинами, выдаваемыми европейскими державами. А сегодня служба империям, перекраивающим мировую торговлю, прикрывается зеленым, экологическим флагом.
ПИРАТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ НА СЛУЖБЕ ИМПЕРИЙ
Формирование государственности и ее позиционирование на мировой арене сопряжено с массой условностей. Соединенные Штаты, например, долго боролись за признание своей независимости с бывшей метрополией. По факту же существовали десятки непризнанных государств, особенно пиратских, опирающихся на вполне реальную экономическую базу…
Тортуга – островок у побережья острова Гаити, в сердце Вест-Индии. Само название Тортуга в XVII веке вызывало у испанцев ужас не меньший, чем имя Томазо Торквемады у морисков и марранов самой Испании.
«Доны», конечно, пыталась разгромить пиратское гнездо, и неоднократно. В 1645 году благодаря крепости, построенной французским губернатором, военным инженером Ле Вассером, Тортуга отбила нападение испанского флота в составе пяти галеонов с 600 солдатами на борту.
Вплоть до 1665 года Тортуга служила негласной пиратской столицей и держалась благодаря поддержке французов. По сути, и французские власти и английские, не говоря уж про беспрерывно воевавших с испанцами голландцев, были заинтересованы в существовании подобного разбойничьего гнезда. В 1631–1635 годах Тортуга находилась под патронажем еще и лондонской компании острова Провиденс, а торговые компании также не церемонились с врагами своих метрополий.
Окончательно флибустьерская база на Тортуге оказалась ликвидирована в 1694 году и только к тому времени, когда морское могущество Испании было сломлено. Лихие люди, склонные к эксцессам, стали обузой победивших метрополий – Англии и Франции.
Республика пиратов – почти ровесница Санкт-Петербурга – основана в 1706 году тоже в Вест-Индии, на архипелаге Багамских островов, являлась оплотом и главной базой пиратов в регионе после ликвидации Тортуги. Карибские острова и окружающие моря тогда еще представляли экономический интерес, не меньший, чем сегодня страны Персидского залива, который делят арабы и персы. К началу XVIII века потоки сахара, рома, рабов и табака, а также кофе и драгметаллов служили отличной приманкой для пиратской вольницы, в течение 12 лет взимавшей с торговцев обильную дань.
Подобные пиратские государства успешно служили более могущественным империям в рамках войн, которые можно назвать гибридными.
Впрочем, те же империи и напрямую вербовали пиратов к себе на службу.
ПИРАТЫ НА СЛУЖБЕ БРИТАНИИ
Фрэнсис Дрейк, впоследствии сэр и вице-адмирал ее величества, – фигура классическая. Ровесник колонизации региона, сильный человек, каких умеют использовать англичане…
После успеха рейда на Панамский перешеек в 1577 году Елизавета I посылала Дрейка в экспедиции против испанцев вдоль тихоокеанского побережья Америки. Наградила его рыцарским титулом в 1581 году, назначив мэром Плимута. Плимут – это по меркам России Одесса или Новороссийск, не меньше. Королева не прогадал: наряду с Уолтером Рейли, он был заместителем командующего флотом в победоносной битве против Непобедимой армады в 1588 году.
Реноме Дрейка пытались очернить и слухами об участии в работорговле. Хотя что, собственно, могло его очернить? Деяния Дрейка сделали его героем для англичан, а король Испании Филипп II предложил награду в 20 000 дукатов тому, кто схватит Дрейка живым или мертвым, – сумма, сопоставимая с годовым налогом с целого города. А надо было предлагать больше…
Генри Морган, переплюнувший Дрейка столетие спустя, тоже был инкорпорирован английской монархией. Пират, капер, а после плантатор и вице-губернатор Ямайки – классическая карьера для той эпохи. Ходили слухи и о джентльменских поступках – одну не отдававшуюся ему пленную девицу Морган отпустил и прилично вознаградил.
В эпоху борьбы Англии и Испании за господство на море его налетам на испанские владения британцы только радовались: Пуэрто-дель-Принсипе, Маракайбо и апофеоз – разграбление и уничтожение города Панама (1671).
В десятитысячном городе на тот момент размещалась казначейская палата, куда свозили добытое в Перу и других вице-королевствах золото и серебро. Морган своим налетом надолго парализовал поступление доходов в испанскую казну. Зато весьма крупно, и напрямую и косвенно, он пополнял казну английскую.
Формально британцы Моргана даже арестовали. Ведь в 1670 году в Европе был подписан Мадридский договор между Англией и Испанией.
На судебном процессе секретарь Моргана Джон Пик присягнул, что стоп-приказ прибыл к Моргану за три дня до начала штурма Панамы. Виселица? Как бы не так, ведь англичане требуют правосудия от кого угодно, даже от России в XXI веке, но сами мошенников, налетчиков, убийц не выдадут никому, если они работают на пополнение британской казны.
И выпущенный под честное слово на свободу, Морган стал живой достопримечательностью Лондона, а обратно на Ямайку отправился уже как вице-губернатор!
И если бы не бесконечные дебоши и скверный характер, дослужился бы, верно, до вице-короля. А так был просто отправлен в отставку и спился. Ведь разве ж можно осудить Рейли, Дрейка или Моргана, когда геополитических противников английской короны так удобно душить и грабить?
Кстати, об ущербе, ставшем предметом легенд…
Списать воровство на пожары и ограбления – тема не только советская. Практика пошла от московских государей, собиравших с русских городов даней в 2–3 раза больше, чем требовали монголы. Для колониальных чиновников Дрейк и Морган были находкой. Какие суммы списывались! Понятно, что и Дрейк, Морган, и Рейли сдавали далеко не все, но они весьма бы удивились, узнав какие цифры ущерба отправляли в Мадрид испанские чиновники. Но только ли западноевропейцы умеют договариваются с лихими людьми? Конечно нет.
Примером тому Ермак, создавший предпосылки для присоединения к России Сибири.
Примерно столетие спустя русские и шведы, тогда противники, условно соревновались за установление протектората над так называемой Либертарией – возможно, вымышленной пиратской республикой где-то в районе восточного побережья Африки (возможно, на севере Мадагаскара). Конечно, термин «республика» условен, но Занзибар, «страна рабов», промышлявшая и пиратством, существовал осязаемо. И при Петре I по инициативе шведа вице-адмирала Даниэля Вильстера Россия снаряжала экспедиции, прерванные только после кончины Петра Великого. Стратегически мыслил государь, ведь базы в Африке нужны и сегодня.
ЭКОЛОГИ-КОРСАРЫ НА СЛУЖБЕ ГЛОБАЛИЗМА
На рубежах XX–XXI веков пиратство переживало свой ренессанс. Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив стали кишеть пиратами, как червивые белые грибы. Но ведь на то и черви, чтоб кушать, что повкусней.
Военные России и Европы отмечают: пиратство как-то коррелируется со стратегией создания «управляемого хаоса» в Старом Свете. Это, разумеется, последний рецепт, который может отсрочить неминуемое перетекание именно туда – в Европу и Азию экономического центра из США.
Конечно, возникновение сомалийских пиратов не феномен конспирологии. Берега распавшейся страны, где «правительство» контролирует в лучшем случае 10% территории, стали естественной гаванью для лихачей. Но вот к совместной борьбе с пиратами в Аденском заливе подключились буквально все, кроме Соединенных Штатов. И как только пираты получили втык от присоединившегося к миссии русского корабля, послышались вопли правозащитников – все тех же английских, работающих с английской Billingkat, снимающей халтуру про «убитых» детей в Сирии. Детей, подрабатывающих жертвами на съемках за 5–10 долларов в день.
Пиратов в юбке было множество. Госпоже Цин китайскому правительству в качестве взятки пришлось дать титул императорского конюшего. Ведь у нее под началом были сотни судов и тысячи людей, громивших императорских адмиралов.
А феномен Греты Тунберг, шведской полушкольницы с отклонениями в психике, вполне подлежит осмыслению. Образ мученицы. Это понятно. Можно ли критиковать пусть фанатичную, но инклюзивную девочку, мечтающую разрушить мир магнатов и злых загрязнителей природы?
А вот фанатичную ли? Гитлер не пожелал уезжать из блокированного Берлина и был фюрером своего коричневого рейха до последнего. А вот хочет ли быть до последнего фюрершей своего Зеленого рейха Грета?
Как оказалось – нет. Зеленая пиратка на гонорарах сама не брезгует загрязнять океан транспортом. Выложила инструкцию, сугубо внутреннюю, по продвижению акций, написанную кураторами.
Так кто же есть Грета? Никто, nigil. Американские крупные корпорации решили как следует раздавить конкурентов из ЕС. Теперь принято давить экологией. Давить и русские нефтегазовые проекты в Арктике – вспомним захват платформы Роснефти судном «Санрайз».
Теперь на очереди Евросоюз. Руками зеленых человечков атомной энергетике Германии нанесен ущерб, сравнимый со всеми бомбардировками 1944–1945 годов. А зеленые пираты помогают рушить «Северный поток-2», защищая интересы селедки.
«Секретные материалы 20 века». Роман Данилко, журналист, экономист (Санкт-Петербург)