Остаются ли все же возможности урегулирования палестино-израильского противостояния? Этот вопрос будоражит сегодня не только Ближний Восток.
Снижение командой Байдена внимания к дипломатии, направленной на прекращение конфликта в пользу укрепления благотворных долгосрочных тенденций умиротворения является похвальным сдвигом, но привязка подхода к устаревшему решению о создании двух государств и сосредоточение внимания на поверхностных полумерах обязательно углубит существующую яму.
Усилия по управлению текущей ситуацией будут включать в себя выполнение всевозможных абсурдных условий, продиктованных юридическими и политическими ограничениями, с замечательной изобретательностью, но способности администрации Байдена в решении этой проблемы ограничены. И неудивительно: на самом деле никто не верит, что такие шаги могут продвинуть в позитивную сторону решение о создании двух государств.
Может показаться, что слишком преждевременно называть это решение устаревшим. Действительно, путь к разрешению конфликта на основе мирного сосуществования двух государств возможен, однако официальные лица США считают это еще более недопустимым, чем гибель мирного процесса. Должны ли Соединенные Штаты признать государство Палестина; поддержать международную дипломатию в шагах по применению Женевских конвенций к оккупированным Палестинским территориям (географический термин, который не разрешается использовать нынешним должностным лицам Соединенных Штатов); принять решительные меры для привлечения к ответственности тех, кто действует в нарушение этих договоренностей; поддержать переговоры между любыми лидерами Израиля и Палестины, готовыми принять соответствующие резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; обусловить экономическое, дипломатическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности с обоими государствами обязательством выполнять эти резолюции и разоружать любые группы, подрывающие их? — только ответив на эти вопросы, можно надеяться на возрождение подхода к созданию двух государств.
Однако в настоящее время американские чиновники, как бы сильно они ни цеплялись за лозунг, направленный на решение о создании двух государств, не просто не занимают такие позиции; они активно осуждают их, главным образом препятствуя международной дипломатии.
События, которые убили решение о создании двух государств: стены, города, новые поселения и законы; глубокие сдвиги во внутренней политике Израиля; политический раскол и слабость палестинского общества, наконец, глубокое недоверие сторон друг у другу — в значительной степени остаются без внимания в рамках формирующегося подхода. Соединенные Штаты уже давно привыкли, время от времени, вступать в битву, в то время как они проиграли войну против израильской аннексии. Часто звучащее (хотя и довольно недавнее) заявление многих представителей внешнеполитического сообщества Соединенных Штатов о том, что «решение о двух государствах является единственным жизнеспособным вариантом», теперь используется для того, чтобы вызывать мифическое и, вероятно, недостижимое будущее, чтобы избежать признания нынешнего статус-кво — одного государства.
Есть конструктивные шаги, которые могут предпринять внешние игроки, но для того, чтобы изучить их, необходимо прекратить задавать вопрос «Оживит ли это мирный процесс?». А вместо этого задать два новых вопроса о предполагаемых шагах. Во-первых, «помогает ли этот шаг облегчить страдания людей или уменьшить насилие сегодня?». И, во-вторых, «будет ли этот шаг способствовать развитию институтов и практики, которые, вероятно, помогут сделать более системное и взвешенное решение возможным в гораздо более позднее время?»
Ряд стратегий даст положительные ответы на эти вопросы. Но нужна политическая смелость! Нетрудно задуматься о способах более быстрого перемещения товаров через границы Газы или продвижения технологического образования в палестинских школах. Такие инициативы стоили бы многого, но гораздо более значимыми были бы экономическое открытие Газы или расширение политических и экономических прав для огромного числа беженцев без гражданства.
Щедрые программы международной помощи палестинцам должны быть обязательно перепрофилированы: они не помогут в создании решения о двух государствах в краткосрочной перспективе, но способны значительно помочь в укреплении устойчивости палестинского общества и его институтов как на общенациональном, так и на местном уровне, если будут разработаны должным образом.
Для решения второго вопроса возможными инициативами было бы более широкое международное признание Государства Палестина — безусловно, неопределенного образования, но это лучшая отправная точка для поиска эффективного и авторитетного голоса для палестинского гражданского сообщества.
Дипломатия привела к вдумчивому анализу, но потеряла доверие среди большинства израильтян и стала подозрительной в глазах большинства палестинцев (потому что использование постконфликтных методов таким образом скрывает дисбаланс сил и источники конфликта). Наиболее действенными являются искренние попытки прислушаться к широкому кругу голосов и мнений в обоих обществах (но особенно к палестинскому, только потому, что их дебаты менее слышны в международных политических кругах). Гораздо более широкому, чем обычно слышит известная узкая группа переговорщиков или общественных деятелей. В этой связи недавний доклад RAND Corporation, основанный на обсуждении альтернативных вариантов будущего с израильскими и палестинскими фокус-группами, является хорошим шагом в привлечении внимания мирового политического сообщества к реальным дискуссиям. Опросы нового поколения, которые выходят за рамки прошлых опросов о «мирном процессе» и рассматривают этот район как единое целое с глубоко разделенным населением, также чрезвычайно полезны для анализа проводимой политики.
Начало путешествия в тысячу миль
Большинство из этих предложений было бы воспринято в политических кругах Вашингтона (и, возможно, в Европе также) как нереалистичные и пропалестинские, но это не самые значительные проблемы. Они, безусловно, нереалистичны с точки зрения текущих политических дискуссий в США, но эти дискуссии стали настолько оторванными от политических реалий региона, что вряд ли это выглядит значимой критикой. И с учетом того, что статус-кво так глубоко беспокоит палестинцев, неудивительно, что попытки направить ситуацию в другое русло могут, по-видимому, сработать в их пользу. Но реальная проблема с этим набором идей заключается в том, что каждый элемент там может тянуть в другом направлении. Любая попытка улучшить нынешние условия способна вызвать подозрения в том, что она — по сути, возможно, даже намеренно — станет способом закрепления настоящего и не предложит какого-либо долгосрочного решения. Несколько поколений палестинских беженцев очень остро переживали эту дилемму.
Хорошим первым шагом для Соединенных Штатов было бы изменить свою сознательную и последовательную политику, продолжающуюся в течение полувека и направленную на то, чтобы превратить Палестину в место, где даже ссылки на соответствующие международно-правовые документы (некоторые из них поощряются дипломатией Соединенных Штатов) являются провокационными.
После нескольких десятилетий таких попыток можно утверждать о ничтожной вероятности того, что отделение дипломатии от какой-либо серьезной правовой базы в ситуации грубого дисбаланса сил приведет к успешному результату. Пространство палестино-израильского конфликта будет по-прежнему заминировано.
Антонина Марченко, собкор. в Европе
Читайте больше материалов на нашем сайте