Эрик Борк - сценарист, удостоенный премии "Эмми", размышляет над важным вопросом для любого автора. Самая большая ошибка, которую совершают писатели, не обязательно заключается в качестве текста. Эрик считает, что ответ гораздо проще. Этот единственный совет может резко ускорить ваш карьерный путь.
Для меня в этом нет никаких сомнений.
Всё дело в выборе идей для написания проектов.
Мы все, как правило, хотим перейти как можно скорее к фактическому "написанию" и созданию страниц. Или, по крайней мере, к структурированию и изложению сценария. Мы не хотим бесконечно ломать голову над тем, над какой историей работать, играя с идеями и концепциями и получая обратную связь по ним. Вместо этого мы хотим перейти к тому, что нам нравится, и получить обратную связь уже по готовому сценарию.
Но профессионалы-сценаристы так не работают. У них есть агенты и/или менеджеры, которые хотят услышать их идеи и имеют возможность уберечь их, прежде чем они посвятят много времени и энергии нерабочей идее. И, боже, как много идей остаются идеями. По крайней мере, по моему опыту.
В течение многих лет мои телевизионные литературные агенты в CAA заставляли меня отправлять им по электронной почте логлайны потенциальных сериалов, для которых я, возможно, захочу написать пилот. Я мог бы потратить дни или недели на обдумывание идеи, прежде чем изложить её в нескольких предложениях и отправить им. И большинство из них не вызывало у моих представителей восторг.
Трудно и редко удаётся придумать что-то, что будет волновать людей, которые работают на рынке кино- и телевизионных сценариев. Они знают каждый питч, и знают, что продаётся, а что нет.
Конечно, автор может решить, что их представители ошибаются. Но для того, чтобы работать и продавать, им, как правило, нужно, чтобы они были посредниками между покупателями. И они будут выкладываться полностью только для идей, которые, по их мнению, имеют реальный шанс. Они не хотят рисковать своей репутацией, продвигая работу, в которую на самом деле не верят, в надежде, что кто-то другой рискнёт.
Агенты и менеджеры - не авторы. Они не “креативны”, и не знают, как придумать что-то, что работает. Но их работа заключается в том, чтобы найти надёжную, продаваемую идею, и они должны очень хорошо в этом преуспеть, чтобы остаться в бизнесе. Возможно, они не смогут полностью объяснить, почему одна идея работает, а другая нет, но они понимают это. И по моему опыту, как правило, оказываются правы с точки зрения реакции продюсеров и руководителей на любой конкретный проект.
Когда профессиональный автор уходит и пишет сценарий без заказа, не сообщая своему представителю, что это такое, и заранее не получая их обратную связь, очень высока вероятность того, что, когда они дадут им сценарий, реакция будет прохладной. И, скорее всего, по причинам, на которые указал бы представитель, если бы они услышали эту идею до того, как на неё было потрачено столько времени.
Это, то же самое, что происходит со сценаристами, которые приносят мне тексты, когда я выступаю консультантом и наставником. Мои реакции почти всегда связаны с основной идеей, которую они решили написать, и проблемами, которые я в ней вижу. Поэтому самые важные комментарии, которые я даю по их сценариям – и те, которые больше всего диктуют его потенциальные проблемы на рынке, – это заметки, которые я бы дал по логлайну, если бы они показали его перед тем, как начали писать.
Да, у меня будут комментарии по структуре и написанию сцен, и в их исполнении может быть много аспектов, которые далеки от профессионального уровня, что также может обречь проект, когда он будет отправлен представителям индустрии. Но это не ключевой вопрос, стоящий на пути автора. Ключевая проблема заключается в том, что она основана на фундаменте, который несовершенен, и автор обычно не знает об этом.
Поэтому я поставил перед собой задачу понять, что создаёт жизнеспособную идею истории, – какие у неё ключевые характеристики, которые могли бы взволновать кого-то, кто представляет авторов или покупает и запускает проекты.
Это правда, что люди, возможно, не смогут полностью объяснить, “что они ищут” таким образом, чтобы это было полезно для авторов. Качества, которыми обладают успешные идеи для фильмов или сериалов - ясны, и они находятся на границе ожиданий от жанра и воздействия на аудиторию.
Когда вы пишете логлайн, заявку или представляете проект - в центре должна быть проблема, о которой слушатель хочет услышать. И то, что они оценивают, - это природа этой проблемы и её потенциал в качестве предпосылки для фильма или сериала.
Они оценивают проблему по множеству параметров, чтобы оценить силу идеи. Каждый из них важен, и хотя может показаться очевидным, что хорошие истории обладают ими, но труднее сделать, чем сказать. Давайте посмотрим, что я подразумеваю под каждым из этих параметров.
ПОКАЖИТЕ ПРОБЛЕМУ
Жизнеспособная идея коммерческой истории - это внешняя проблема в жизни по крайней мере одного персонажа, в которую аудитория эмоционально инвестирует. Это не просто внутренняя проблема, например: "им нужно научиться доверять себе."
Это арка персонажа. Это внутреннее путешествие может произойти в течение истории. Но это не самое главное в продаже идеи и проекта – покупателям или зрителю.
Самое главное - это внешняя проблема в их жизни, о которой, надеюсь, миллионы людей могли бы начать заботиться почти так же, как если бы это происходило с ними.
Один из ключевых способов добиться этого - сделать проблему по-настоящему сложной и создать для героя ад, когда он пытается её решить. Проблема - большая, сложная, и её нелегко решить, хотя они проводят практически каждую сцену, активно пытаясь сделать это. Большинство идей для фильмов или сериалов терпят неудачу прямо здесь – они недостаточно прорабатывают персонажей.
Быть в истории - всё равно что находиться в осаде или тонуть и пытаться поднять голову над водой. Даже в комедиях. Проблемы, как правило, очень сложные и бросают вызов героям.
БУДЬТЕ ПОНЯТНЫМИ
В то же время аудитория должна четко идентифицировать себя хотя бы с одним персонажем. Отчасти это происходит из-за того, что персонаж обладает личными качествами и сталкивается с ситуациями, которые заставляют нас сочувствовать и хотеть увидеть, как они будут справляться со всем этим.
Это также происходит из-за рассказа истории с их точки зрения, что помещает зрителя на место героя и он уже смотрит "сквозь" их и "на" всех других персонажей через этот фильтр. Обычно это означает, что аудитория всегда понимает, о чём думает, что чувствует, чего хочет и пытается сделать персонаж, перед лицом своей проблемы и труднодостижимой цели.
Объективность не работает в сценариях. Вы можете потерять зрителя, если они смотрят на всех с некоторого расстояния и перемещаются от персонажа к персонажу, не имея достаточно сильной связи с кем-либо. Субъективность - гораздо лучший подход.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
Нам не нужно изобретать велосипед. И на самом деле то, что продаётся, как правило, является новой вариацией на тему знакомого и актуального жанра. Существует так много историй и ситуаций, и ни одна из них не может быть полностью уникальной. Однако идеи работают лучше всего, когда в них есть что-то новое и интригующее, чего мы раньше не видели, что искажает и поднимает их тип истории в уникальном направлении.
И новые авторы делают это лучше всего, когда в их выборе идеи есть то, что указывает на оригинальный голос и подход, которые отличительны от других и характерны только этому автору.
ДОСТОВЕРНОСТЬ
Вы можете быть удивлены, как часто читателей отталкивают ситуации в сценариях, которые они не считают их "реальными". Каким-то образом истории должны преувеличивать жизнь, чтобы привлечь наше внимание и развлечь нас. Но они также должны изображать людей, которых аудитория воспринимает как реальных, ведущих себя так, как кто-то действительно мог бы в их ситуации. Поэтому, если в концепции есть что-то фантастическое, это должно быть чётко изложена и объяснено сразу (даже в логлайне).
Тогда всё, что последует дальше, в идеале, будет сосредоточено на правдоподобных людях, ведущих себя так, чтобы это имело смысл. И чем более реальны персонажи и написанное, в целом, тем больше покупателей приходят в восторг от автора.
ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНИ
В фильмах, в частности, ставки на решение сюжетной проблемы должны быть огромными. Во многих случаях речь идёт о жизни и смерти. Если главный герой терпит неудачу - люди умирают. Они могут сами умереть. Но в драмах, в которых нет ставок на жизнь и смерть (и практически во всех комедиях), то, что поставлено на карту, всё ещё должно означать большие проблемы или метафорическую гибель.
Сериалы также нуждаются в огромных ставках (соразмерных их жанру), но отдельные эпизоды могут быть сосредоточены на несколько меньших проблемах, которые являются микрокосмами больших. Они по-прежнему имеют большое значение для главного героя истории, но в отдельном эпизоде они не должны менять глобальный баланс их жизни. (Хотя они могли бы.)
Телевизионные сериалы (и сериалы в целом) обычно имеют несколько переплетенных историй, каждая из которых имеет своего собственного “главного героя".” Это довольно редко встречается в кино.
РАЗВЛЕКАЙТЕ
Зритель платит нам за то, чтобы мы их развлекали. Это означает, что они приходят на наши фильмы или смотрят сериал, желая испытать определенные эмоции, которые соответствуют жанру проекта, который мы создали.
Существует множество таких эмоций, таких как веселье, страх и романтика. Представьте, что история - это конфета, и если конфеты невкусные, то зритель перестанет смотреть наш фильм или сериал.
ПОМЕСТИТЕ ЗНАЧИМОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Самые сильные идеи исследуют что-то о состоянии человека, что резонирует в собственной жизни зрителя и каким-то образом влияет на их точку зрения. Это "тема". Под сюжетом находятся более крупные проблемы, которые становятся самыми "мясистыми" и интересными.
Это непростая задача - сделать все эти вещи хорошо и придумать идеи, которые удовлетворяют этим критериям полностью. Это большая часть причины, по которой редко удаётся добиться успеха.
Конечно, нужно уметь структурировать историю и писать сцены на высоком уровне. Но этому можно научиться. Главное - уделить "идее" достаточно внимания и серьёзно отнестись к её выбору. Потому что судьба проекта решается из тех ключевых первых решений, которые принимает автор.
by Erik Bork
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.