Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«До свидания, мальчики» — фильм, который необходим сегодняшним детям

После безобидного фильма «Человек идёт за солнцем» (1961), который, как потом станет ясно, ждала непростая судьба, режиссёр Михаил Калик взялся за новую работу. На этот раз главные герои оказались постарше. Это были мальчишки и девчонки, взрослеющие накануне войны, старшеклассники с горящими глазами, мечтающие о прекрасном, солнечном будущем, которые и предположить не могут, какая катастрофа их ждёт.

В картине «До свидания, мальчики» не стреляют, да и сама война представлена лишь кадрами хроники, но от этой недосказанности сердце щемит куда больше.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики»
Кадр из фильма «До свидания, мальчики»

Повесть Бориса Балтера «Трое из одного города» отчасти пересказала судьбу самого писателя. Она вышла в 1961 году и быстро стала популярной. Спустя три года Балтер её доработал и выпустил уже под новым названием — «До свидания, мальчики», позаимствова названия из стихотворения своего приятеля Булата Окуджавы. Почти сразу он написал и одноимённую пьесу, а потом и киносценарий. Сценарий и взял в работу Михаил Калик.

Режиссёр сразу же решил, что снимать фильм нужно на юге. Собственно, и по сюжету герои (три старшеклассника и их подруги) жили в Евпатории, каждый день гуляли по нагретым солнцем улицам, бродили по берегу моря, слушая его шум и подставляясь ветру. При этом

Калик намерено отказался от цветной плёнки и выбрал чёрно-белый вариант.

Это должно было отсылать зрителей к оптимистичному кино тридцатых, погружать их в ту самую предвоенную, мирную и умиротворённую атмосферу. Но благодаря удивительному таланту оператора Левана Пааташвили лента поразительным образом кажется очень яркой. И тут всё дело в постановке камеры и удачных кадрах: Пааташвили ввёл в ленту много солнца и моря.

Свет, заливающий кадр, отблески воды, сверкающая морская гладь и создают ощущение цветовой насыщенности. Через экран буквально чувствуется южное тепло, бриз со вкусом соли, парящий асфальт, по которому хочется нестись, сбросив обувь.

Ещё одна любопытная задумка Михаила Калика — перебивка художественных кадров советской и германской хроникой. Сама идея, конечно же, не нова, так делали и прежде, но тут контраст поражающий. С одной стороны, молодые, полные надежд люди, твёрдо верящие, что впереди у них только счастье и готовые ради этого трудиться, с другой — рявкающий фюрер, в голове которого уже созрели чудовищные планы. Мало того,

он даже не особо их скрывает, но почему-то мало кто видит в этом угрозу (не кажется ли вам, что это так похоже на недельной давности события в нашей стране?).

В отличие от поэтически настроенных героев мы знаем, как сложатся события, и от этого становится лишь страшнее и печальнее.

Главные роли в фильме сыграли актёры молодые, и некоторые уже зрителям были известны. Так, Евгений Стеблов (Володя) только что снялся в мелодраме «Я шагаю по Москве» (1963) и уже набирал популярность. Кстати,

Калик изначально его кандидатуру не оценил, зато Борис Балтер увидел в Евгении героя и настоял чтобы его взяли.
Фото со съёмок. Евгений Стеблов
Фото со съёмок. Евгений Стеблов

Товарищей сыграли Михаил Кононов, у которого уже было несколько небольших ролей, хотя первй хит «Начальник Чукотки» (1966) был ещё впереди, и дебютант Николай Досталь (в будущем режиссёр). Роли возлюбленных ребят отдали Наталье Богуновой (к которой немыслимая слава придёт через десятилетие после комедии «Большая перемена» (1972)), Виктория Фёдорова и Анна Родионова. Анна была актрисой опытной, несмотря на юный возраст, её имя впервые громко прозвучало после роли обладательницы роскошных ресниц в школьной драме «Друг мой, Колька!» (1961). Но повзрослев, Анна сделала выбор в пользу драматургии, а не актёрства, и занялась написанием сценариев. Так, именно она придумала провокационную историю «Школьный вальс» (1977), взбаламутившую общественность в середине семидесятых.

Фото со съёмок. Виктория Фёдорова, Михаил Кононов, Анна Родионова, Николай Досталь
Фото со съёмок. Виктория Фёдорова, Михаил Кононов, Анна Родионова, Николай Досталь

На съёмках часто присутствовал сам Борис Балтер. Но, к сожалению, ленту это не спасло от упрощения и уплощения, которое потом отметили те, кто сначала прочёл книгу.

Михаил Калик, будучи режиссёром-психологом, хотел показать противоречивый подростковый мир на фоне колоритной летней жизни южного курортного городка, но слегка увлёкся внешними эффектами.

После многие упрекали его, что вместо того, чтобы глубже погрузиться в характеры центральных персонажей, он взялся демонстрировать второстепенных и менее важных, отчего фильм в целом проиграл книге. Но в любом случае «До свидания, мальчики» — история более чем достойная и не зря её рекомендуют к просмотру детям. Особенно сейчас, когда наступила эпоха киберпанка, в которой виртуальная жизнь стала важнее и ценнее реальной. А ведь

драма «До свидания, мальчики» филигранно показала, что жизнь невероятно хрупка, хотя и видится незыблемой, и разрушить её ничего не стоит.

А как вы думаете, мир подростков тридцатых понятен сегодняшнему молодому поколению?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4

В новых выпусках:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84269872

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84174203

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84024579