КОГДА ГЕНЕАЛОГИЯ ЕСТЬ, А СЕМЬИ НЕТ
Очередной друг в ленте пытается узнать что-то о своих предках. Я всегда наблюдала за такими историями со смесью любопытства и недоумения. Наверное потому, что мне самой от родственников досталось примерно четверть генеалогии в готовом виде. Правда, абсолютно "слепой".
То есть, по деду со стороны мамы, от которого мне досталась известная фамилия, родственные связи пррслежены аж до начала XIX века. Сделали это в середине XX века родственники, занимавшиеся музеем в Боблово. Но, так получилось, что, кроме самой генеалогии, я не знаю об этом почти ничего. В семье не сохранилось старых писем, кроме пары отрывков. Отношений с какой-нибудь седьмой водой на киселе, которая обычно обнаруживается в результате семейных разысканий, тоже не обрелось.
В итоге почти всем, что мне перепало от весьма необычных для XX века семейных разысканий, был неизменный первый вопрос, которым меня встречали в каждой дырке, едва заслышав фамилию. После этого все почему-то начинали считать, что я разбираюсь в химии, хотя в школе я довольно быстро уяснила, что химия - это ещё хуже математики - только выучишь формулы, как тут же выясняется, что половина без катализаторов не реагирует. И оценка по химии у меня была "четыре пишем, три в уме".
ОДНО ФОТО - И НИЧЕГО
История перевернулась, когда на нынешний День Победы я вдруг нашла в одном архиве фото своего деда по отцу. Этого деда я никогда не знала, он умер задолго до моего рождения. Бабушка потом ещё раз вышла замуж, так что даже фамилия у отца и моих дядьёв стала другой. В архиве информации тоже особо не было - фото, которое я и так знаю по памятнику на кладбище, а ещё место рождения и звание. Но как же это было интересно! Хотя опять - ни писем, ни документов. И всё же я, кажется, поняла, зачем люди ищут предков.
ЗАЧЕМ СОБИРАЮТ ГЕНЕАЛОГИИ
Было время, когда люди веками жили на одном месте, не отрываясь от семьи. Там предков искать было не надо - разве что проследить, откуда в семью брали жен. (Хотя вот интересно, на надгробных плитах в Донском монастыре девичьи фамилии женщин всегда стоять рядом с фамилией по мужу - "княгиня Урусова, урожденная Пратасова").
Потом было советское время, когда население мигрировало - эмиграции, ссылки, расказачивания, комсомольские стройки. В это время всем внушали, что "мы все равны, советские люди", хотя нюансы вроде "русскоязычная интеллигенция в национальной республике" (хорошие должности, высокое положение, круг нужных знакомств) или "происхождение из известного рода в национальной республике" (старейшины, прослеженная родня, к которой обращались в критические моменты вроде проблем с милицией или поступления в институт), конечно были.
Когда СССР распался, рухнули все положения, основанные на номенклатуре, русскоязычные срочно потянулись из республик в Россию - часто на правах нищих беженцев. Равенство исчезло. И тут народ засел за генеалогию - прежде всего, для того, чтобы встретится с предками и понять СЕБЯ.
Вот с одной стороны у меня самарские священники, тобольские купцы и их потомки, в XIX веке, получившие образование. Да, ещё есть ветка из Благовещенска, но как они попали в Благовещенск? С другой - кенигсбергские евреи и рязанские крестьяне. По мне реально можно изучать историю и географию СССР. И кто я после этого?
Как на той картине - "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?"