Найти тему

"Тигры" могли ездить под водой. Рассказываю про оборудование для подводного вождения немецких тяжелых танков

Приветствую на канале "Поле боя". Сегодня каснëмся с Вами одной интересной особенности немецкого тяжелого танка "Тигр", о которой знают не многие – машины первых годов выпуска могли своим ходом передвигаться под водой. Сейчас расскажу Вам, за счëт чего это было возможно. Приятного прочтения.

В 1942 году немцы выкатили махину весом в 57 тонн под названием Panzerkampfwagen VI "Tiger I" для борьбы с советскими танками, а также решения ряда других задач. Стоит отметить, что до появления "Тигра", все массово производимые немцами танки отставали от советских в огневой мощи, защищенности и подвижности. Теперь же гитлеровцы надеялись восстановить баланс сил.

"Тигр" в своей конструкции имел ряд прорывных на то время технологических решений, но и минусов у него было, хоть отбавляй. Одним из них являлась все та же масса танка – 57 тонн. Грузоподъëмность большинства мостов на территории Советского Союза, где тогда разворачивались военные действия, не превышала 30 тонн. Мосты с большей грузоподъемностью, конечно, у нас были. Но не в таком количестве, как хотелось бы гитлеровцам. А что говорить про окрестности многочисленных деревушек с деревянными мостками, позволявшими выдержать в лучшем случае гужевую повозку. Возводить понтонные мосты на 60 тонн тоже занятие не из простых.

Именно поэтому педантичные немцы предусмотрели для "Тигра" возможность преодолевать водные преграды глубиной до 4 метров по дну (высота самой машины примерно 3 метра) за счет установки оборудования для подводного вождения (ОПВТ). Это оборудование представляло из себя съёмный телескопический шнорхель, через который в моторный отсек и боевое отделение беспрепятственно мог бы поступать воздух. Также был предусмотрен ряд всевозможных уплотнений и заглушек для герметизации внутренней части танка.

Выхлопные трубы были оснащены обратными клапанами. Приводы вентиляторов системы охлаждения отключались, и радиаторы охлаждались забортной водой. Это было возможно за счёт того, что на "Тигре" моторный отсек был изолирован от двух расположенных по его краям отсеков системы охлаждения. Кроме этого был и ещё ряд многочисленных процедур, например таких, как герметизация всех люков и отверстий пробками и уплотнениями, накачка надувного шланга на погоне башни. На тот случай, если вода всë-таки просачивалась внутрь, танк был оснащен трюмным насосом.

Все это позволяло не затопить и не навредить машине в случае движения под водой, но усложняло конструкцию и делало производство таких танков более трудозатратным. Нужно понимать, что шнорхельная система лишь давала возможность "Тиграм" в случае необходимости форсировать водные преграды под водой, но никак не делала танки специально предназначенными для этого.

"Тигр" с шнорхелем всё в том же бассейне полностью под водой
"Тигр" с шнорхелем всё в том же бассейне полностью под водой

Всего с шнорхельной системой было выпущено чуть больше трети всех произведённых "Тигров" (495 из 1355). Во второй половине 1943 года танки стали выпускать без неë, и без всякой подготовки могли преодолевать водные преграды глубиной до полутора метров.

Отказ от системы можно объяснить как сложностью в производстве, так и ещё одним фактором. Если в момент разработки и запуска "Тигра" в производство немцы захватывали новые неизведанные территории, где могли возникать трудности с переброской тяжёлых танков через реки, то после Курской битвы в 1943 году Красная Армия окончательно взяла инициативу в свои руки и немецкие войска перешли в оборону. Теперь гитлеровцам предстояло действовать на хорошо знакомых территориях, и причин продолжать производство танков с ОПВТ уже не было.

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много интересного.