Найти тему

Авто "Намедни". Чем запомнился 1991 год | Крах автопрома, импорт иномарок, дефицит бензина

Оглавление

В 1991 году произошел распад СССР. Экономическая ситуация в стране была в катастрофическом состоянии. Повсюду очереди и дефицит. Люди покупали товары первой необходимости по талонам, а автомобильная промышленность разваливалась на глазах. Чем запомнился 1991 год автомобилистам – ответы в сегодняшней статье!

Падение объемов производства

Если расценивать состояние российской экономики по уровню развития автомобилестроения, то в #1991 году СССР занимал по производству легковых машин восьмое место в мире. К сравнению в 1980-х СССР был на 5 месте.

В наше время ситуация с производством стала только хуже. По состоянию на 2019 год Россия идет на 13 месте.

Самый продаваемый автомобиль в 1991 году в СССР

1991 год стал последним, когда госплан решал сколько нужно произвести автомобилей. Хотя АВТОВАЗ еще долгое время будет производить #автомобили по собственному плану, а не через прямой потребительский заказ.

В 1991 году продажи по моделям распределились следующим образом:

На третьем месте автомобиль АЗЛК-2141 с результатом 104 801 проданных #авто

  • Второе место за за автомобилем ВАЗ-2109 с результатом 125 639 проданных авто
  • Ну и на первом месте снова ВАЗ-2106 с результатом 205 419 проданных авто
-2

Иномарки в России

В СССР иномарки были недоступны для покупки обычным советским людям, так как все оформление происходило через специальное дипломатическое управление, где простые смертные гарантированно получали отказ. Но даже если удалось получить одобрение, то предстояло оплатить пошлину в размере 100% с цены. Все изменилось в ноябре 1991 года. Таможенный комитет СССР издал приказ, разрешавший частным лицам беспошлинный ввоз одного автомобиля, при условии, что он не будет продан в течение последующих двух лет. Импорт иномарок вырос с нескольких тысяч в 1991 до более чем 100 000 в 1992 году.

-3

Иномарка больше не роскошь и становится массовым автомобилем в России. А уже в 2015 году Hyundai Solaris впервые в истории нашего рынка станет самым продаваемым автомобилем в России.

ГАЗ больше не элитный авто для чиновников

Последняя "Чайка" ГАЗ-14 была изготовлена в 1989 году. Поднятая по указке сверху под флагом демократизации кампания против этой машины привела к тому, что ГАЗ-14 не только перестали выпускать, но и уничтожили всю оснастку. Как устарел автопарк чиновников, достойной замены ГАЗ-14 сам ГАЗ предложить не смог, хотя появился немалый спрос на подобные машины, который удовлетворять пришлось импортными автомобилями. С тех ГАЗ потерял потерял статус автомобиля для директоров и чиновников.

-4

Однако, в 1991 году с конвейера сошёл ГАЗ-31029 "Волга", который в народе прозвали "Ослобык". Такое имя автомобиль получил из-за слияния ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Автомобиль собирали на Горьковском автозаводе вплоть до 1997 года. Особых успехов автомобиль на рынке не показал. В настоящее время #ГАЗ больше не собирает легковые автомобили.

-5

Очереди на АЗС

Еще страшнее становится ситуация с топливом. Очереди за бензином растут не по дням, а по часам.

Не смог помочь закон Ельцина о либерализации цен, бензин продолжил регулироваться государством, так как входил в список самых значимых товаров. Чуть позже выйдет просто сумасшедшая новость для всех россиян, стоимость бензина было разрешено повысить сразу в три раза - до 1 рубля 30 копеек за литр. Но и это ещё не всё, далее было разрешено регулировать цены региональным властям, а они повысили их до рыночных. Представьте, что уже через месяц литр топлива стоил 7 рублей.

-6

Крах автопромышленности

Инфляция, налоги, взаимные неплатежи, высокие цены на энергию и топливо поставили автомобильную отрасль в сложную ситуацию. Вдобавок все отечественные заводы сильно зависят от импортных комплектующих, которые просто перестали поставлять из-за обесцененного рубля. На помощь от государства рассчитывать не приходится, так как у #СССР был огромный госдолг. Усугубило ситуацию разрешение импорта иномарок на российский рынок.

Первым с проблемами столкнулся бывший тракторный завод в Елабуге, который переоборудовали под выпуск нового народного автомобиля Ока. По планам Ока должна была по объему производству обойти все модели ВАЗ. А завод в Елабуге по годовому объему производства был сопоставим с тем же ВАЗом.

-7

Советским планам не суждено было сбыться. Второй #АВТОВАЗ построить так и не удалось. Крах отечественного автомобилестроения растянулся на ближайшие 20 лет. Из года в год закрывались заводы или переделывались под сборку иномарок. До наших дней смогли дожить лишь два отечественных автозавода, которые продолжают собирать легковые автомобили.

Призовое место на ралли "Париж-Дакар"

В 1990 году произошел дебют отечественных КамАЗов на ралли-рейде "Париж-Дакар". Правда без успехов, так как все автомобили сошли. Зато в 1991 году специально подготовленные машины КамАЗ-4310 показали себя отлично. Два заводских экипажа финишировали в категории грузовиков на втором и третьем местах.

-8

С тех пор #КАМАЗ стал регулярным участником ралли и с 1996 года уже 18 раз выигрывал гонку.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об #отечественнном автопроме

Еще статьи от автора:

🚗 Авто "Намедни". Чем запомнился 1989 год | Дефицит шин, подарок Яшину, исчезновение Чайки, автопробег на Нивах

🚗 Авто "Намедни". Чем запомнился 1990 год | Самый продаваемый авто в СССР, очереди на АЗС, черный рынок

🚗 Музей АВТОВАЗа: десятка Ельцина, Нива Пикап, Проект С, Калина Путина и другие интересные экспонаты