Звонит мне мама девочки шестого класса:
- Вы знаете, моя Верочка дома карточку забыла, (у нас в столовой оплата еды пластиковыми карточками – все, как у взрослых) вы не могли бы ее покормить после третьего урока, а я Вам денежку переведу.
- А, может, Верочка один день пять уроков без еды переживет, зато про карточку теперь точно помнить будет? – спрашиваю я.
- Нет, ну что вы, - говорит мне мама возмущенно, - это же невозможно целых пять уроков без еды. Так что вы уж покормите ее, пожалуйста.
Угадайте, кто забыл карточку на следующий день? А потом еще раз? И еще?
Правильно, зачем напрягаться, собирая портфель в школу, если есть тот, кто решит за тебя любую проблему. И что, интересно, будет делать взрослая Верочка, постоянно забывая дома проездные, кошельки и банковские карты?
Вчера получаю сообщение от папы одного из моих учеников: «Дайте, пожалуйста, Володе задание, а то у него в полугодии выходит тройка». В это время шестнадцатилетний Володя сидит как раз напротив меня. Перемена.
Может быть, Володя немой? Да вроде бы нет, с одноклассниками он болтает с удовольствием. Может, он - идиот, и не в состоянии сам подойти и попросить задание? Тоже, вроде, нет. Не производит он такого впечатления.
Так почему? Почему мне звонит мама и пишет папа? Почему они не дают детям возможности самим решать свои проблемы? Ведь школа – это зона ответственности ребенка.
Забыла карточку – осталась голодной. В следующий раз не забудешь.
Надо исправить тройку – подойди к учителю: учись договариваться, искать аргументы, предлагать варианты.
Почему мы не даем детям возможности столкнуться с реальным миром?
Наша защита ребенка от мира становится одержимостью: мы изолируем детей от противоречий и конфликтов вместо того, чтобы научить их видеть эти противоречия и решать эти конфликты.
Наши дети растут в стеклянном шаре: у них нет инструментов для решения проблем, не развиваются навыки управления собой, своими эмоциями вызванными этими проблемами. Они растут незрелыми и во всем зависимыми от родителей.
Мальчишки подрались? Виноват учитель – он недосмотрел.
Девочка школу прогуливает? Виноват учитель, он должен ее за руку из дома приводить.
Двойки накопились? Виноват учитель, он должен был следить, контролировать и заставлять исправлять.
У дитачки личная жизнь не сложилась? Виноваты родители – не ту невесту выбрали.
Сыночек в институт не поступил? Виноваты родители – не всю зарплату на репетиторов отдавали.
И вот постепенное снятие с ребенка всякой ответственности говорит о следующем: либо мы считаем наших детей абсолютными дураками, либо мы стремимся сделать из них таких дураков.
Не знаю даже, что страшнее.