Найти в Дзене
Алексей Кондратенко

Издатели сетуют на просевший читательский вкус. Разбираемся, кто виноват и что с этим делать

Недавно в интервью изданию "Россблат" издатель Вадим Левенталь поделился своим взглядом на современную обстановку, сложившуюся вокруг литературы:

«Очень сильно просел не только интерес к чтению, но и читательский вкус. Снизилась готовность читателя воспринимать сложный текст, вкладывать усилия в восприятие текста, чтобы потом получить отдачу в виде интеллектуального приключения и развития. То, что еще двадцать лет назад казалось легкой литературой, современному читателю кажется сложным на уровне Джойса. То, что было на уровне Джойса, сегодня вообще никто не в состоянии прочитать».

Как писатель, выступающий против упрощения художественного языка, я не мог пройти мимо этого высказывания Левенталя. Мне хочется слегка оправдать массового читателя, взглянув на причины того, о чем говорит Левенталь.

Да, мы стали больше читать глазами, чем сердцем и умом. Да, мы воспринимаем искусство как развлечение, а многие уже и не знают, что раньше искусство было одним из локомотивов, тащивших социокультурное развитие вперёд и ввысь. Да, наверное, читать Джойса сейчас трудно, особенно зумерам.

И причина отчасти в писателях, которые пишут лишь языком, возводя текст выше содержания и смыслов. Тем самым закладывая у читателей привычки, сравнимые с литературным фаст-фудом.

Усугубляет обстановку новомодное стремление издательской индустрии к краткой интеллектуально-доступной литературной форме на 3 - 4 слова в предложении. Сюда же можно отнести упрощение жанровой литературы к шаблонным поджанрам. Например: да, возможно, оргии магов в академиях нужны для читательского досуга, но это не всё, к чему сводится фэнтези.

А стремительный рост популярности сэлфпаб сегмента, в котором уровень литературы определяется лишь эрудицией и самокритчностью авторов, снижает планку восприятия литературы "дающей пищу для размышления" до степени литературы "понятной и прикольной".

Всё это стало факторами, повлиявшими на развитие ситуации, о которой говорит Вадим Левенталь.

Но разводить лишь алармистские настроения я отнюдь не хочу. Выход, на мой взгляд, существует. И он заключается в простом желании самих литераторов стремиться ввысь и делать свою работу лучшим образом. Помня, что писательство это искусство, а искусство это не только энтертенмент, но и путеводная звезда для общества.

Нам нужно больше сложных книг, заставляющих думать, чувствовать, охватывать умом/воображением глобальные темы. Заставляющих вести диалоги и даже споры с персонажами, с автором, с идеями! Тогда и читательский вкус последует за книгами.

И в этом, как ни странно, литераторам способен помочь тот же сэлфпаб, не только не отметающий сложные произведения, потому что "не формат", но и дающий возможность писать на стыке большой прозы и жанровой литературы.

Задачи, стоящие перед современными авторами, лучшим образом сформулировал филолог, прозаик и литературный критик Владимир Новиков. И его прекрасными словами хочется закончить этот пост:

«Литературный талант — это не хорошо подвешенный язык, не болтливый "язык без костей", это природная связь речевых приемов с приемами композиции. А большие композиционные задачи сегодня можно решать только вкупе с философскими вопросами об устройстве человека и мироздания. Наступила эпоха антропологическая, когда надо заново понимать человеческую природу, и думать при этом придется не языком, а головой. При участии души, если таковая имеется. Языку же выпадает труднейшая работа по обретению нового баланса между разумом и чувством».