Найти в Дзене

Вторник 3-й седмицы по Пасхе

Оглавление

Господь сказал: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Старайтесь не о пище тленной, — погибающей вместе с телом, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, — т.е. о той, которая пребывает вечно и послужит жизни вечной. Эту пищу «даст вам Сын Человеческий», — говорит дальше Господь, — ибо на Нем положил печать Свою Бог Отец. Под «печатью» нужно понимать те знамения и чудеса, которые творил Христос по воле Отца. Возбуждаемые упреком иудеи спросили Его: Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Они поняли, что в словах Господа содержится требование нравственных действий с их стороны, но не поняли, каких именно. На это Господь, вместо множества дел угождения Богу по закону Моисея, указывает им на одно только дело: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Это — главное богоугодное дело, без которого невозможна богоугодная жизнь вообще, поскольку в нем, как в семени, содержатся все дела, угодные Богу. Поняв, что Иисус называет Себя «Посланником Божьим», иудеи отвечают, что для такой веры в Него, какую имели израильтяне в Бога и в Моисея, пророка Его, мало тех знамений, какие Он творит.

Вот доказательство того, насколько ненадежна вера, основанная лишь на чудесах: она требует все больших и больших чудес. И иудеи уже не довольствуются тем, что Христос накормил пять тысяч человек пятью хлебами, а требуют большего чуда, что-нибудь вроде манны небесной, посланной им во время сорокалетнего странствования по пустыне. На это Господь говорит, что это чудо, совершенное Богом через Моисея, гораздо менее важно, чем то, которое совершает Он через Мессию-Иисуса, давая им уже не призрачную манну, а
истинный хлеб с небес. Этот хлеб дает жизнь миру. Но под словами Господа о хлебе иудеи понимают хлеб чувственный, физический, хотя и какой-то особенный, и они выражают желание всегда получать такой хлеб. В этом слишком выражено плотское направление их мыслей и представлений о Мессии, как о чудотворце и не более. Тогда Господь прямо и решительно раскрывает им учение о Себе, как о «хлебе жизни», говоря, что Он есть тот хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру, что приходящий к Нему не будет алкать и верующий в Него не будет жаждать никогда. Со скорбью отмечает Господь, что иудеи не веруют в Него, но это, однако, не помешает осуществлению воли Отца Небесного: все, ищущие спасение через Господа, «приходящие к Нему», станут наследниками основываемого Им Царства Мессии, все они будут воскрешены Им в последний день и сподобятся жизни вечной. Иудеи меж тем недоумевают и с ропотом обсуждают между собой, как это Иисус может говорить, что Он сошел с небес, когда они все знают Его земное происхождение. Господь объясняет их ропот тем, что они не находятся в числе тех избранников Божиих, которых Бог Отец благодатною силой Своей привлекает к Себе. Без этого благодатного призвания нельзя уверовать в Мессию — Сына Его, посланного Им на землю спасать людей. Этой мыслью, однако, не уничтожается идея о свободе воли у человека.

Как писал Феофилакт: «Бог Отец привлекает тех, кто имеет способность, по их соизволению; а тех, кто сам себя сделал неспособным, не привлекает к вере. Как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно лишь железо, так и Бог, приближаясь ко всем, привлекает только тех, кто способен обнаружить некоторое родство с Ним». Господь как бы говорит: «ропщите не на Меня, а на себя за то, что неспособны уверовать в Меня, как в Мессию».

Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 6, стихи 27 - 33:

-2

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28
Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30
На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31
Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Деяния святых апостолов, Глава 8, стихи 5 - 17:

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6
 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7
 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8
 И была радость великая в том городе.
9
 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10
 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11
 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12
 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13
 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14
 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15
 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16
 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17
 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин. 6:27-33)

-3

Ин.6:27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

«Вы, – говорит, – ищете Меня из-за хлебов, желая насытиться ими. Но вы не должны всецело заниматься чревом, а должны преимущественно стараться о духовном и не употреблять всей заботы на пищу телесную.» Ибо ее Он назвал пищею гибнущею.
Так как многие из желающих жить праздно, и особенно масалиане, употребляют сии слова в защиту своей праздности, то необходимо уяснить это изречение. Господь наш Иисус Христос сказал это не потому, будто желал пресечь телесную деятельность и расположить к праздности: «ибо праздность научила многому худому» (Сир.33:28). И если нужно сказать точнее, то именно желание жить праздно и есть та гибнущая пища. А последователь Христов должен трудиться, чтобы мог и другим уделять. Ибо в награду за сие обещано будущее царствие.

«Как же, – скажут, – Господь сказал, что не должно стараться о пище гибнущей?» Он сказал это с тем, чтобы пресечь усиленную заботливость их об яствах и перевести оную на предметы духовные. Так, скажут; но что Христос искореняет телесную деятельность, это видно из слов Его к Марфе: «Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно»; «Мария же выбрала благую часть» (Лк.10:41, 42), и из слов: «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34). Так рассуждают желающие быть без труда. Что же скажем? То, что сказанное к Марфе сказано ни о деле, ни о деятельности, ни о праздности, но о том, что нужно знать время и времени слушания не употреблять на заботу об яствах. Он сказал это с целью научить ее, что время учения не нужно употреблять напрасно, на занятие тем, что относится до чрева. И тогда, как говорит «не заботьтесь», не отвергает деятельности, ибо – иное забота, иное – деятельность. Бывает, что человек и делает что-нибудь, но нисколько не заботится. Итак, Господь, научая нас не пригвождаться к житейским вещам, не заботиться об успокоении на завтра, но желая лучше, чтобы мы трудились каждодневно, говорит: не заботьтесь о том, как бы вам, потрудившись сегодня, быть назавтра спокойными, но, каждый день приобретая пищу дневным трудом, не заботьтесь о завтрашнем дне.

«Пищею пребывающею» называет таинственное причастие Плоти Господней, которую Сам дает нам, соделавшись Сыном Человеческим, на котором Отец «положил печать Свою», то есть показал, подтвердил, что Он есть Сын Его. Хотя Христос и Сам подтвердил свое достоинство чудесами, но как Он говорит иудеям то, чтобы они не возмутились, обращается к Отцу и говорит, что Им запечатлен, то есть доказан, засвидетельствован. Так как Сын есть образ Отца, и печать, и отражение, то Он запечатлен Отцом, поколику есть Его образ и печать. Посему слова сии имеют такой смысл: Сего, Который по виду есть Сын Человеческий, Отец запечатлел, то есть родил печатью и образом Своим, сохраняющим совершенную неизменяемость и естественное с Ним тождество.

Ин.6:28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?

Иудеи хотят узнать о деле Божием не для того, чтобы совершать оное, но чтобы получить повод к речи.

Ин.6:29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Посему, хотя знает, что они не получат никакой пользы, однако же, для общей пользы учения дает ответ и показывает им, равно и всем людям, что дело Божие состоит в том, чтобы веровать «в Того, Кого Он послал». Вера в Него есть дело поистине священное, и совершенное, и святящее имеющих оную; ибо основательная вера руководит ко всякому доброму делу, а добрая деятельность сохраняет веру; и как дела без веры мертвы, «так и вера без дел мертва» (Иак.2:17, 26).

Ин.6:30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?

Смотри, какая неблагодарность и бесчувственность. После того, как видели столько и таких чудес, опять просят знамения, и притом большего хлебов, которыми насытились. Как чревоугодники опять требуют такого чуда, которое бы служило их чреву. Справедливость сего видна из нижеследующего.

Ин.6:31. Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

Не напрасно мы говорили, что они просят знамения как рабы чрева. Таково было чудо над хлебами. Вот они вспоминают о манне (Пс.77:24), а не о другом каком-нибудь чуде, над египтянами ли совершенном, или над Чермным морем. Желая возбудить Его совершить такое чудо, которое бы могло напитать их плоть, они напоминают о манне по крайнему чревоугодию.

-4

Ин.6:32. Иисус уже сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
 Ин.6:33. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.


Что же отвечает им неиспытанная Премудрость Божия, Господь наш Иисус? «Не Моисей дал вам хлеб» сей, то есть Моисей не дал вам хлеба истинного, но все бывшее тогда служило образом того, что совершается ныне. Так, Моисей представлял образ Бога, истинного Вождя мысленных израильтян, а хлеб оный прообразовал Меня, Который сшел с небес, Который истинно питает и истинно существует. Называет Себя хлебом истинным не потому, будто манна была ложна, но потому, что она была образом и тенью, а не самою истиною, Ибо единородный Сын Божий, сделавшийся Человеком, есть в собственном смысле «Манна», поразительное слово и слышание. Манна значит: «что это?». Ибо евреи, каждый увидевши ее во множестве выпадшую около своей палатки, пораженные необычайностью и странностью видения, спрашивали друг друга: что это? И Господь, Сын Божий, стал Человеком, Сам есть поражающая всех Манна, так что каждый в недоумении говорит: что Это? Как Сын Божий и Сын Человеческий? Как из двух противоположных естеств одно Лицо? Что это за Таинство?

Итак, Сей Хлеб, по естеству будучи Жизнь, как Сын живого Отца, творит свойственное Ему, оживляет все. Как хлеб земной поддерживает слабое естество плоти и не попускает разлагаться, так и Христос действием Духа оживляет душу, да и самое тело поддерживает в нетлении. Ибо Христом даровано естеству человеческому восстание из мертвых и нетление тел.

О вере христианской. Во вторник 3‑й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

-5

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба,а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть тот, который сходит в небес и дает жизнь миру.
(Ин. 6, 32–33)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин. 6, 27–33) поднимается вопрос о том, в чем состоит высшее благо христианской жизни. 

Это вопрос, безусловно, волнует каждого православного христианина. И Господь дает на него однозначный ответ: …вот дело Божие, чтобы вы веровали.

А как воспринимал это избранный Богом иудейский народ?

Столько знамений и чудес свершал Господь пред глазами этих людей, что, казалось, не должно в их сердцах остаться и тени сомнения о превысшем назначении Сына Божия. Однако вопрос иудеев — Что нам делать, чтобы творить дела Божии? — задан не в стремлении угодить Богу и последовать за Христом, а в желании обеспечить себя всяческими привилегиями.

Да, они признают за Господом Его исключительность, но понимают ее только со своей очень узкой, меркантильной позиции. Они полагают, что наконец пришло время торжества земного царства Мессии! Скоро Христос воцарится над миром и, естественно, даст им все желаемое, потому что Он — Царь Израильский. И ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал, их не устраивает. Дело Божие, стремление сотворить свою жизнь угодной Отцу Небесному заключается в вере во Христа, как Сына Божия и Подателя небесных благ. Но чтобы всецело предать свои сердца Спасителю, необходимо совершить над собой немалое усилие, раскаяться в совершенных греховных делах, отказаться от эгоистических стремлений к удовольствиям, славе, богатству, почестям и подчинить себя и всю свою жизнь исключительно воле Божией.

Слушатели Господа еще слишком далеки от такой веры, греховная человеческая природа не позволяет им возвыситься до духовной чистоты. Между тем именно вера в Господа есть дело поистине священное и совершенное. Все доброе, светлое, созидательное, что происходит в жизни людей, берет свое начало в истинной вере, которая всегда, во все времена, во все дни является руководством к благой деятельности. Потому что как дела мертвы без веры, так и вера без дел мертва (см. Иак. 2, 17–26). Вот об этом и пытается сказать иудейскому народу Господь наш Иисус Христос.

Но их неблагодарные и бесчувственные сердца просят еще каких-то знамений и подтверждений. Даже чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек не является для них достаточным основанием, чтобы поверить Христу! С сомнением они говорят: …какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? И это после всех сотворенных чудес, свидетелями которых многие из них являлись?! Иудеи вспоминают Моисея и отцов, которые ели манну в пустыне: …одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им (Пс. 77, 24). Вот где проявлено их лукавство — яви, Господь, блага материальные, удовлетворяющие телесные потребности, и мы поверим Тебе! И ударение в вопросе, обращенном к Иисусу Христу, ставиться на обращении Ты. Слово это как бы подразумевает, что были другие посланники Божии, сильные в своих пророчествах и святости жизни. Иисуса Христа намеренно приравнивают к ним и требуют в противовес всем прочим ранее жившим совершить удивительное, потрясающее человеческое воображение знамение. Не простого знамения требуют они, а гораздо большего, чем тот удивительный хлеб, которым недавно насытились. Требуют чуда, чтобы насладить чрево, но не напитать дух. Не случайно они вспоминают именно этот момент из истории своего народа, а не какой-то иной, например чудесное прохождение сквозь Чермное море или казни египетские.

По крайнему чревоугодию они напоминают Господу о манне небесной. Но что отвечает им Господь? Что не Моисей дал народу манну, а Бог через Моисея, представляющего собой образ Божий. Господь говорит дальше: …хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Не только иудейскому народу, а всему миру, всем людям без исключения! Конечно, каждый человек нуждается в хлебе насущном, чтобы жить, поддерживать свой организм в надлежащей физической форме. Но действием Святого Духа через Таинство Святого Причащения Господь наш Иисус Христос поддерживает в человеке душу, духовное начало. Да и само тело, благодаря Искупительной Жертве Господа и Преславному Его Воскресению обрело жизнь вечную через будущее воскресение мертвых. Только беспредельно занятые собственным чревом иудеи слова Господа о хлебе Божием воспринимают как источник постоянного насыщения, а не вечной жизни. Люди эти восклицают: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Тогда Спаситель указывает на Себя: Он и есть хлеб жизни. ..Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Сын Божий, Господь наш Иисус Христос всегда открыт для людей, но прийти к Нему возможно только через веру. Не будет голода и не будет жажды у тех, кто насыщается в вере Христовой, которая полностью удовлетворяет все духовные потребности человека.
Господь не сказал «хлеб», но из уст его прозвучало именно хлеб жизни. Жизни вечной.

Весь род человеческий страдал, умерщвленный грехом, но пришел на землю Сын Божий и оживил, и наполнил весь мир теплом и светом. Здесь можно провести аналогию с человеком крещеным и некрещеным. Некрещеный человек, пребывающий в неведении и поиске истины, не удовлетворит свои духовные запросы, так как в душе его пока вакуум, пустота, всепоглощающая тоска и боль по несбыточному.

И только Таинство Святого Крещения, когда крещаемый трижды погружается в купель со святой водой и принимает на себя печать Святого Духа, милостиво ниспосылаемого с Небес, возрождает душу от духовного сна, наполняет верою и упованием на Господа. Имеющий Духа Святого от Него оживляется.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вера в Господа нашего Иисуса Христа — дар Божий: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Отец Небесный дает Своему Божественному Сыну тех, кто с неизреченной надеждой приходят ко Спасителю. Но иудеи, слушавшие Христа, не имели в себе любящего, чистого сердца. Их волновали только вопросы земного бытия, материального благополучия и мирской власти. И потому они не пришли ко Спасителю. Они были не из тех, кого дает Христу Небесный Отец. Они выступили противниками Божими, так как повсюду противопоставляли свое эгоистическое «я» Божественному Промыслу. Тот же, кто будет всей жизнью своей служить Богу, любить Его, творить добрые дела во славу Вседержителя, придет ко Христу и того Господь не изгонит вон, примет, согреет, оживотворит, введет в блаженство вечной жизни.

Так что же является высшим благом для христиан? Святая истинная православная вера. И любовь ко Господу. Истинная жизнь верующего человека — в постоянном общении с Богом. Быть причастником вечной жизни, к которой мы все с вами, братья и сестры, так стремимся, возможно только через уподобление Богу, через духовное совершенствование. Но путь этот очень сложный. Такое состояние души достижимо лишь тогда, когда человек сделает для себя окончательный выбор и поймет, что в этой жизни для него самое важное, самое главное — любовь ко Господу, а не любовь к самому себе. Святитель Афанасий Великий указывает: «Как Господь, облекшись плотью, сделался человеком, так и мы, люди, воспринятые Словом, обожаемся ради плоти Его». Да сподобит Бог всех нас, братья и сестры, снискать в душе своей во всей глубине и полноте истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа, как высшее жизненное благо. Аминь.

Христос воскресе!

О чудесах и самопознании. Во вторник 3‑й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

-6

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. (Деян. 8, 17)

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня нашему вниманию был предложен отрывок из книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 8, 5–17), о том, как диакон Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Апостолы, как мы знаем, в это время не покидали Иерусалима. Название самого города апостол Лука не указывает. Вполне возможно, что это была столица страны — Самария, или другой замечательный самарийский город — Сихем, в котором, как описано в Святом Евангелии, бывал Сам Господь наш Иисус Христос. И вот на земле Самарийской появился в качестве проповедника и благовестника молодой, вдохновенный, благочестивый диакон Филипп. Он с такой силой и убежденностью начал свою проповедь, сопровождаемую удивительными знамениями, что народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Верный последователь Христов не только вещал слова истины, он, как свидетельствует Апостольское чтение, исцелял расслабленных и хромых, очищал бесноватых, ибо, по его пламенным молитвам ко Господу, нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем. Люди, ставшие непосредственными свидетелями всех этих чудес, преисполнились глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, Чьим благословенным Именем все совершалось. И, как пишет апостол Лука, была радость великая в том городе.

Чему радовался народ? Радовался тому, что наконец-то на каждого из них сошла Божественная благодать, ибо они сумели познать Истинного Бога и услышать правду о жизни и о себе. Духовное ликование переполняло их, и не было ничего выше и светлее этого явного знака Божественной любви. Любовь есть сладчайшая добродетель, без радости она ощущаться не может. Любовь переполняет сердце и душу, озаряет жизнь человеческую новым, неизреченным светом, дает силы, вдохновляет на добрые свершения. Без любви дни пусты и унылы. Ведь кого мы любим, о том и радуемся. Так же и в любви Божией. Насколько люди ощущают в себе благость Божественной любви, настолько и радуются о Боге. Недаром святитель Тихон Задонский пишет: «Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, как благ Господь! (Пс. 33, 9) … Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости вечной жизни». Именно такой радостью преисполнились сердца жителей самарийского города. Познав Бога, они сподобились познать и любовь Его, щедро выражаемую в различных благах и явленных чудесах. Учение Христа привлекло внимание не только простых людей, готовых распахнуть навстречу душу, но и пособника недоброй силы, лукавого лжеца: Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Мученик Иустин говорил о Симоне-волхве, что тот происходил из самарянского селения Гиты. Он не был волхвом в лучшем смысле, как были те мудрецы, которые, ведомые Вифлеемской звездой, поспешили поклониться Богомладенцу. Симон был обычным колдуном, чародеем и фокусником. Конечно, ему было лестно и приятно, что народ принимал его за кого-то великого. Это, безусловно, тешило его тщеславие и самолюбие. Обман, мошенничество, ловкость рук, знание некоторых законов природы — вот что лежало в основе волхвования Симона, создавало миф о нем как о величайшем Божием кудеснике. Кроме того, ведь Симон со всей своей деятельности помимо славы, имел еще и довольно приличный материальный достаток. Но чудеса Филиппа и сила проповеди его были столь велики, что народ перестал внимать Симону и обратился через Филиппа к истинному Богу: …когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. И на волхва Симона слова Филиппа произвели большое впечатление: Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Изумлялся Симон потому, что видел настоящие чудеса, без хитрости и обмана. Но, по-видимому, вера Симона не была искренней, а удивление носило земной, плотский характер. И в этом новом положении Симон искал свою корысть, как в дальнейшем будет описано в Деяниях святых апостолов. Уж очень ему хотелось разгадать, в чем же сила диакона Филиппа, почему он так увлекает за собой народ?! Только одного не мог понять бывший волхв Симон, — что не своей волею действовал благовестник и чудотворец Филипп, а Божией. Что над всеми его свершениями возвышался вселюбящий, всевидящий и всемогущий Господь. Богу же было угодно просветить новообращенных христиан Святым Духом, чтобы они в полной мере ощутили на себе всю благодать Святого Крещения. Филипп, будучи диаконом, при всей своей праведности и чистоте, не имел апостольской власти на сообщение крещаемым Духа Святого. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «… Почему они (самаряне) по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил Его, — может быть, воздавая тем честь апостолам; или он сам не имел этого дарования (сообщать Духа Святого другим), потому что был из числа семи диаконов, — последнее можно сказать с большей вероятностью… Он, крещая, не сообщал крещаемым Духа, ибо не имел такой власти; это дарование принадлежало одним только двенадцати. Как, скажут, неужели они (самаряне) не получили Духа (совсем, при крещении)? — Они получили Духа отпущения грехов, но Духа знамений еще не получили». Восполнить это Таинство из Иерусалима посылают апостолов Петра и Иоанна, которые, придя, помолились., возложили руки на них и они приняли Духа Святаго.

Из услышанного нами сегодня Апостольского чтения можно познать значение Таинства Миропомазания, которое сообщает крещаемым Святого Духа. В апостольские времена Дух Святой низводился на новокрещаемых апостольской молитвой и возложением рук. Сегодня священник помазывает людей, принявших Таинство Святого Крещения, миром, дабы сошла на них Божественная благодать.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня перед нашим духовным взором поразительный пример исключительной силы Церкви Христовой. То, что диакон Филипп прибыл в Самарию и крестил там людей, имеет чрезвычайное значение. Самаряне для иудеев представлялись людьми нечистыми, «второго» сорта. Даже вошло в поговорку, как свидетельствует апостол Иоанн, что Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Эта неприязнь имела многовековую историю.

Самария, как известно, была столицей Северного Царства, которое в VIII веке до Рождества Христова завоевали ассирийцы. Большую часть населения завоеватели увели в плен, а на их место заселили другие народы. В VI веке до Рождества Христова вавилонянами было завоевано Южное Царство со столицей Иерусалимом. Население Иерусалима также было уведено в Вавилон, в плен. Но иудеи и там твердо придерживались своих национальных традиций, в плену оставаясь прежним, избранным Богом, иудейским народом, скорбящим о своей утраченной Родине. В V веке до Рождества Христова вавилоняне отпустили иудеев из плена и позволили восстановить разрушенный Иерусалим. Палестина в это время оказалась заселена оставшимися иудеями, которые постепенно смешались с другими народами, приведенными сюда завоевателями. Когда вернувшиеся иудеи Южного Царства принялись восстанавливать Иерусалим, самаряне предложили им свою помощь и сотрудничество. Но это дружеское предложение было самым категоричным образом отвергнуто. Более того, иудеи преисполнились к самарянам самым настоящим презрением, так как не считали их чистокровными иудеями. Самарян гнали, как предателей, опозоривших нацию и поправших отеческие традиции. С ними не позволялось общаться, разговаривать, сидеть за одним столом.

Теперь же посмотрим, что совершил диакон Филипп? Он добровольно едет в Самарию и просвещает людей светом истинной христианской веры. Таким образом, Церковь делает один из самых важных шагов в истории человечества, уравнивая в вере разные народы, воочию показывая, что Господь наш Иисус Христос принадлежит всем людям, а благой вестью о Христе должны просветиться народы всего мира.

Проповедническая деятельность диакона Филиппа, о котором, в общем-то, известно не очень много, имела исключительное значение для Самарии, народ которой познал благую весть о Господе нашем Иисусе Христе, озарился Божественной любовью, преисполнился несказанной радостью о Господе. Ведь любовь и истина всегда возвеличены торжеством и благодатью, излучают добро и мир.

Мы слышали рассказ о волхве Симоне, который был типичным представителем античного мира.

Люди того времени были склонны верить различным предсказаниям, хорошо поддавались внушению, были весьма легковерны. Все это, безусловно, было на руку обманщикам, каким предстает перед нами Симон, без зазрения совести наживавшийся на чужих бедах. Быть может, он, обманывая людей, и сам обманывался, веря в свою необыкновенную силу. Впрочем, обо всем Симон привык судить с точки зрения личной выгоды, его колдовская деятельность, если таковой ее можно называть, приносила приличный доход, высокое общественное положение и людскую славу. И Симон был не один… В апостольские времена было немало подобных колдунов, гадателей, предсказателей. Здесь нужно вспомнить, что Первохристианская Церковь развивалась в атмосфере чудес и удивительных знамений. Сошествие Святого Духа сопровождалось необыкновенными дарами Божиими, такими как: разумение различных языков или способность исцелять от болезней. Естественно, рядом с истинными чудотворцами, совершавшими благие поступки ради Господа нашего Иисуса Христа и в утверждение христианского учения, появлялись люди, которые пользовались общей обстановкой ожидания чуда и настроениями народа, выдавая себя за посланников Божиих. А разве в наше время нет всякого рода целителей, экстрасенсов и предсказателей, которые собирают многотысячные аудитории, выступают по телевидению, завораживают наговорами? Природу их чудес составляет не любовь Божия, а грех — стремление к славе и обогащению. Разве такие чудеса могут быть от Бога? Нет, конечно. Побудитель их и источник один — отец лжи, враг рода человеческого, так и ждущий нашего падения, стремящийся совратить с истинного пути спасения. И как же глубоко духовно заблуждаются те, кто считают себя людьми Божиими, а на самом деле потворствуют греху — и своему личному, и греху общества. Будем осторожны к проявлениям различных чудес, внимательны, дабы не впасть в бесовскую прелесть.

Святитель Василий Великий говорит, что «всего чудеснее — познать самого себя». Ведь это только кажется, что мы себя хорошо знаем. На самом деле мы так медлительны в познании собственных грехов, в постижении собственной души. Между тем преподобный Нил Синайский поучает: «Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога». Только выявить подлинную свою сущность мешает нам стремление к земному, к житейскому, временному, к соблазнам окружающего мира. Ради минутных удовольствий очень часто мы пренебрегаем вечностью, воспламеняемся пороками, а не верой и Божественной любовью. Что же делать, чтобы уберечь свою душу от греховного плена и угодить Господу? Хорошо говорит преподобный авва Исаия: «Устремляй внимание не к угождению себе, но к суду Божию, во всяком деле твоем имей Бога пред очами». Аминь.

Христос воскресе!