Найти тему
"Волость"

Много шума и… ничего

Многие мальчишки любят играть в шофера. Они усаживаются в воображаемую машину, начинают крутить виртуальный руль, переключать скорости и громко тарахтеть губами. Взрослые в это время поощрительно гладят их по голове и говорят разные одобрительные слова: мол, ишь ты как быстро разогнался! Не уезжай далеко, а то мы за тобой не угонимся! Педагоги утверждают, что такие игры необходимы и помогают человеку адаптироваться к реальной жизни.

Увы, глядя на то, как наша власть ежедневно изо всех лояльных ей СМИ громко тарахтит о выходе Кузбасса из кризиса, об успешной борьбе с COVID-19, о цифровизации экономики и борьбе с бедностью, начинаешь понимать, что большинство взрослых дядей из регионального правительства вместе с губернатором так и не расстались с детством. Они по-прежнему играют в того самого шофера виртуального автомобиля марки «Кузбасс» и пытаются показать населению, как активно они крутят руль управления – сильно надувают щеки, громко дребезжат и даже круто его поворачивают, недоумевая при этом, почему в ответ не слышно слов одобрения. Что остается? Как говорят в народе: «Если сам себя не похвалишь, то ни от кого похвалы не дождешься».

На прошлой неделе, например, заместитель председателя правительства Кузбасса по экономическому развитию и цифровизации Сергей Ващенко, выступая на канале «Кузбасс-1», весьма оптимистично оценил итоги борьбы с короновирусом, с точки зрения экономики региона, а также ситуацию с безработицей. При этом он подчеркнул, что весь прошлый год власти всех уровней вели работу по поддержанию уровня доходов населения и функционирования малого бизнеса.

По его словам, из-за ковидных ограничений число занятых сократилось на 28 тысяч человек, а в пиковые моменты показатель безработицы превышал 80 тысяч человек. Но в настоящее время без работы находятся примерно 23 тысячи кузбассовцев, при этом в банке вакансий региона — около 35 тысяч предложений. В общем, если верить сказанному, всё вроде бы не так уж плохо. Однако «Волость», как это мы обычно и делаем, решила не поверить на слово и посмотрела на ситуацию с безработицей с помощью официальных статистических отчетов «Кемеровостата».

Из них следует, что на начало весны текущего года в Кузбассе безработными числились 79 с лишним тысяч человек. Понятно, что за два с половиной месяца картина могла измениться, но не столь же кардинально! Кто-нибудь слышал сообщения об открытии каких-то крупных предприятий или ощутил всплеск спроса на рабочую силу? Добавим к этому, что в третьем квартале прошлого года, зафиксирован пиковый показатель безработицы, который превысил 102 тысячи человек, а вовсе не 80. Попутно заметим, что сравнивать число безработных и количество вакансий – это большое чиновничье лукавство. Безработные могут проживать, например, в Тяжинском районе, а вакансии – в Новокузнецке или Белове. В реальной экономике чаще всего так оно и есть: безработные – в Тисуле, Тяжине, Юрге, а работа – в Кемерове и Новокузнецке.

Ещё грустнее смотреть на торжественные информационные отчеты с традиционных объездов всякими чинами подведомственных городов и весей. Это уж так у нас заведено ещё с хрущевских времен, когда первое лицо выезжает в поля, общается с простыми тружениками, разламывает комки свежевспаханной земли или растирает в ладонях колоски. Губернатор Кузбасса не вносит в эту традицию новизны. Вот выехал он на днях к одному успешному фермеру, работающему аж с 1993 года, и тут же отметил, что Кузбасс развивается не только как промышленный, но и как сельскохозяйственный регион, что диверсификация экономики предусмотрена программой развития до 2024 года, подписанной премьер-министром России Михаилом Мишустиным. Ну, и, разумеется, произнес сакраментальное: «Важно, чтобы благодаря развитию сельского хозяйства в регионе жители были обеспечены вкусными, полезными и доступными продуктами»… Вот оно как! А мужики-то не знали…

Однако громкое тарахтение вовсе не значит, что ситуация с продовольствием меняется или может измениться в лучшую сторону. Цены на горючее снова растут, и снова накануне посевной. Это лишь малая составляющая в цене будущего урожая, а значит и продуктов. Так и хочется спросить: а где эти самые доступные продукты? Чего они из месяца в месяц дорожают, и не только вкусные, но даже те, которые и не вкусны, и не полезны?

Задавать вопросы можно, но услышать сколь-нибудь вразумительные ответы вряд ли получится, потому что региональная власть, вписанная в жесткую федеральную вертикаль, либо мало, либо вообще никак не влияет на реальную экономическую ситуацию. Поэтому мы постоянно наблюдаем её имитацию с верчением воображаемого руля, и слышим информационный шум о том, как здорово она поворачивает и всем управляет. Точь-в-точь, как в той игре в шофера. Одна печаль – никто никуда не едет.

Борис Сергеев